О ВОЕННОЙ ДОКТРИНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТ РФ
5 февраля 2010 года
N 146
(Д)
В соответствии с пунктом "з" статьи 83 Конституции Российской
Федерации и подпунктом 2 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 31
мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Военную доктрину Российской Федерации.
2. Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации отражать
результаты реализации Военной доктрины Российской Федерации в
ежегодном докладе Президенту Российской Федерации о состоянии
национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
3. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации
от 21 апреля 2000 г. N 706 "Об утверждении Военной доктрины Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N
17, ст. 1852).
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Москва, Кремль
5 февраля 2010 года
N 146
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Военная доктрина Российской Федерации (далее - Военная
доктрина) является одним из основных документов стратегического
планирования в Российской Федерации и представляет собой систему
официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной
защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
2. В Военной доктрине учитываются основные положения Военной
доктрины Российской Федерации 2000 года, Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до
2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до
2020 года, а также соответствующие положения Концепции внешней
политики Российской Федерации 2008 года и Морской доктрины Российской
Федерации на период до 2020 года.
Военная доктрина основана на положениях военной теории и
направлена на ее дальнейшее развитие.
3. Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция
Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской Федерации в области обороны,
контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные
законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
4. Военная доктрина отражает приверженность Российской Федерации
к использованию политических, дипломатических, правовых,
экономических, экологических, информационных, военных и других
инструментов защиты национальных интересов Российской Федерации и
интересов ее союзников.
5. Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации и могут корректироваться в рамках стратегического
планирования в военной сфере (военного планирования).
Реализация Военной доктрины достигается путем централизации
государственного управления в военной области и осуществляется в
соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми
актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
6. В Военной доктрине используются следующие основные понятия:
а) военная безопасность Российской Федерации (далее - военная
безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства от внешних и внутренних военных
угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения,
характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей
противостоять;
б) военная опасность - состояние межгосударственных или
внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью
факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению
военной угрозы;
в) военная угроза - состояние межгосударственных или
внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью
возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами,
высокой степенью готовности какого-либо государства (группы
государств), сепаратистских (террористических) организаций к
применению военной силы (вооруженному насилию);
г) военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или
внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие
охватывает все виды вооруженного противоборства, включая
крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные
конфликты);
д) вооруженный конфликт - вооруженное столкновение ограниченного
масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или
противостоящими сторонами в пределах территории одного государства
(внутренний вооруженный конфликт);
е) локальная война - война между двумя и более государствами,
преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные
действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая
затрагивает преимущественно интересы только этих государств
(территориальные, экономические, политические и другие);
ж) региональная война - война с участием двух и более государств
одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными
силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на
территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном
(космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут
преследовать важные военно-политические цели;
з) крупномасштабная война - война между коалициями государств или
крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут
преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная
война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта,
локальной или региональной войны с вовлечением значительного
количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации
всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил
государств-участников;
и) военная политика - деятельность государства по организации и
осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации,
а также интересов ее союзников;
к) военная организация государства (далее - военная организация)
- совокупность органов государственного и военного управления,
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов (далее - Вооруженные Силы и другие войска),
составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными
методами, а также части производственного и научного комплексов
страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к
вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации;
л) военное планирование - определение порядка и способов
реализации целей и задач развития военной организации, строительства и
развития Вооруженных Сил и других войск, их применения и всестороннего
обеспечения.
II. Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации
7. Мировое развитие на современном этапе характеризуется
ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня
экономического, политического и военного влияния одних государств
(групп государств) и союзов и ростом влияния других государств,
претендующих на всеобъемлющее доминирование, многополярностью и
глобализацией разнообразных процессов.
Неурегулированными остаются многие региональные конфликты.
Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в
регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура
(система) международной безопасности, включая ее международно-правовые
механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств.
При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против
Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных
средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные
опасности Российской Федерации усиливаются.
8. Основные внешние военные опасности:
а) стремление наделить силовой потенциал Организации
Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями,
реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную
инфраструктуру стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в
том числе путем расширения блока;
б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах
и регионах и подорвать стратегическую стабильность;
в) развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных
государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской
Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих
акваториях;
г) создание и развертывание систем стратегической противоракетной
обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся
соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация
космического пространства, развертывание стратегических неядерных
систем высокоточного оружия;
д) территориальные претензии к Российской Федерации и ее
союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
е) распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных
технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным
оружием;
ж) нарушение отдельными государствами международных
договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных
договоров в области ограничения и сокращения вооружений;
з) применение военной силы на территориях сопредельных с
Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм
международного права;
и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных
конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее
союзниками государств;
к) распространение международного терроризма;
л) возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной)
напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных
группировок в районах, прилегающих к государственной границе
Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие
территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного
(религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.
9. Основные внутренние военные опасности:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя
Российской Федерации;
б) подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной
целостности Российской Федерации;
в) дезорганизация функционирования органов государственной
власти, важных государственных, военных объектов и информационной
инфраструктуры Российской Федерации.
10. Основные военные угрозы: а) резкое обострение
военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и
создание условий для применения военной силы; б) воспрепятствование
работе систем государственного и военного управления Российской
Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил,
систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического
пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной
энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально
опасных объектов;
в) создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их
деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее
союзников;
г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на
территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками
государств с провокационными целями;
д) активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств
(групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации,
переводом органов государственного и военного управления этих
государств на работу в условиях военного времени.
11. Военные конфликты характеризуются целями, способами и
средствами достижения этих целей, масштабами и сроками военных
действий, формами и способами вооруженной борьбы и применяемыми
вооружением и военной техникой.
12. Характерные черты современных военных конфликтов:
а) комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного
характера;
б) массированное применение систем вооружения и военной техники,
основанных на новых физических принципах и сопоставимых по
эффективности с ядерным оружием;
в) расширение масштабов применения войск (сил) и средств,
действующих в воздушно-космическом пространстве;
г) усиление роли информационного противоборства;
д) сокращение временных параметров подготовки к ведению военных
действий;
е) повышение оперативности управления в результате перехода от
строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым
автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;
ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно
действующей зоны военных действий.
13. Особенности современных военных конфликтов:
а) непредсказуемость их возникновения;
б) наличие широкого спектра военно-политических, экономических,
стратегических и иных целей;
в) возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия,
а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы;
г) заблаговременное проведение мероприятий информационного
противоборства для достижения политических целей без применения
военной силы, а в последующем - в интересах формирования благоприятной
реакции мирового сообщества на применение военной силы.
14. Военные конфликты будут отличаться скоротечностью,
избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой
маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных
группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой,
сохранение устойчивого государственного и военного управления,
обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом
пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.
15. Для военных действий будет характерно возрастающее значение
высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия,
информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных
морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и
военной техники.
16. Ядерное оружие будет оставаться важным фактором
предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных
конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной
войны, региональной войны).
В случае возникновения военного конфликта с применением обычных
средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны),
ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным
оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в
ядерный военный конфликт.
III. Военная политика Российской Федерации
17. Основные задачи военной политики Российской Федерации
определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с
федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года и настоящей Военной доктриной.
Военная политика Российской Федерации направлена на недопущение
гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов,
совершенствование военной организации, форм и способов применения
Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях
обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также
интересов ее союзников.
Деятельность Российской Федерации
по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов
18. Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность
Вооруженных Сил и других войск к сдерживанию и предотвращению военных
конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в
соответствии с нормами международного права и международными
договорами Российской Федерации.
Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого
военного конфликта, - важнейшая задача Российской Федерации.
19. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и
предотвращению военных конфликтов:
а) оценка и прогнозирование развития военно-политической
обстановки на глобальном и региональном уровне, а также состояния
межгосударственных отношений в военно-политической сфере с
использованием современных технических средств и информационных
технологий;
б) нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз
политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;
в) поддержание стратегической стабильности и потенциала ядерного
сдерживания на достаточном уровне;
г) поддержание Вооруженных Сил и других войск в заданной степени
готовности к боевому применению;
д) укрепление системы коллективной безопасности в рамках
Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание
ее потенциала, усиление взаимодействия в области международной
безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ),
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и
Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), развитие отношений в этой
сфере с другими межгосударственными организациями (Европейским союзом
и НАТО);
е) расширение круга государств-партнеров и развитие
сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления
международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН и
другими нормами международного права;
ж) соблюдение международных договоров в области ограничения и
сокращения стратегических наступательных вооружений;
з) заключение и реализация соглашений в области контроля над
обычными вооружениями, а также осуществление мер по укреплению
взаимного доверия;
и) создание механизмов регулирования двустороннего и
многостороннего сотрудничества в области противоракетной обороны;
к) заключение международного договора о предотвращении размещения
в космическом пространстве любых видов оружия;
л) участие в международной миротворческой деятельности, в том
числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными
(региональными) организациями;
м) участие в борьбе с международным терроризмом.
Применение Вооруженных Сил и других войск.
Основные задачи Вооруженных Сил и других войск
в мирное время, в период непосредственной угрозы
агрессии и в военное время
20. Российская Федерация считает правомерным применение
Вооруженных Сил и других войск для отражения агрессии против нее и
(или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению
Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а
также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами
Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права и международными договорами Российской
Федерации.
Применение Вооруженных Сил и других войск в
мирное время осуществляется по решению Президента
Российской Федерации в порядке, установленном
федеральным законодательством
21. Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на
государство - участника Союзного государства или любые действия с
применением военной силы против него как акт агрессии против Союзного
государства и осуществит ответные меры.
Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на
государство - члена ОДКБ как агрессию против всех государств -членов
ОДКБ и осуществит в этом случае меры в соответствии с Договором о
коллективной безопасности.
22. В рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания
силового характера Российской Федерацией предусматривается применение
высокоточного оружия.
Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное
оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного
и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии
против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под
угрозу поставлено само существование государства.
Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом
Российской Федерации.
23. Выполнение стоящих перед Вооруженными Силами и другими
войсками задач организуется и осуществляется в соответствии с Планом
применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным
планом Вооруженных Сил Российской Федерации, указами Президента
Российской Федерации, приказами и директивами Верховного
Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами
стратегического планирования по вопросам обороны.
24. Российская Федерация выделяет воинские контингенты в состав
миротворческих сил ОДКБ для участия в операциях по поддержанию мира по
решению Совета коллективной безопасности ОДКБ. Российская Федерация
выделяет воинские контингенты в состав Коллективных сил оперативного
реагирования ОДКБ (КСОР) в целях оперативного реагирования на военные
угрозы государствам - членам ОДКБ и решения иных задач, определенных
Советом коллективной безопасности ОДКБ, для их применения в порядке,
предусмотренном Соглашением о порядке оперативного развертывания,
применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого
развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности.
25. Для осуществления миротворческих операций по мандату ООН или
по мандату СНГ Российская Федерация предоставляет воинские контингенты
в порядке, установленном федеральным законодательством и
международными договорами Российской Федерации.
26. В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан,
поддержания международного мира и безопасности формирования
Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться
за пределами Российской Федерации в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права, международными договорами
Российской Федерации и федеральным законодательством.
27. Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное
время:
а) защита суверенитета Российской Федерации, целостности и
неприкосновенности ее территории;
б) стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение военных
конфликтов;
в) поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной
готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств,
обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем
управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба
агрессору в любых условиях обстановки;
г) своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего
Вооруженными Силами Российской Федерации о воздушно-космическом
нападении, оповещение органов государственного и военного управления,
войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;
д) поддержание способности Вооруженных Сил и других войск к
заблаговременному развертыванию группировок войск (сил) на
потенциально опасных стратегических направлениях, а также их
готовности к боевому применению;
е) обеспечение противовоздушной обороны важнейших объектов
Российской Федерации и готовность к отражению ударов средств
воздушно-космического нападения;
ж) развертывание и поддержание в стратегической космической зоне
орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих
деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации;
з) охрана важных государственных и военных объектов, объектов на
коммуникациях и специальных грузов;
и) оперативное оборудование территории Российской Федерации и
подготовка коммуникаций в целях обороны, в том числе строительство и
реконструкция объектов специального назначения, строительство и
капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;
к) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской
Федерации от вооруженного нападения на них;
л) участие в операциях по поддержанию (восстановлению)
международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения
(устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира)
на основании решений Совета Безопасности ООН или иных органов,
уполномоченных принимать такие решения в соответствии с международным
правом;
м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;
н) обеспечение безопасности экономической деятельности Российской
Федерации в Мировом океане;
о) борьба с терроризмом;
п) подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне
и гражданской обороне;
р) участие в охране общественного порядка, обеспечении
общественной безопасности;
с) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление
объектов специального назначения;
т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.
28. Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в период
непосредственной угрозы агрессии:
а) осуществление комплекса дополнительных мероприятий,
направленных на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня
боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил и других войск, в
целях проведения мобилизационного и стратегического развертывания;
б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной
степени готовности;
в) участие в обеспечении режима военного положения;
г) осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также
выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской обороны;
д) выполнение международных обязательств Российской Федерации по
коллективной обороне, отражение или предотвращение в соответствии с
нормами международного права вооруженного нападения на другое
государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей
просьбой.
29. Основными задачами Вооруженных Сил и других войск в военное
время являются отражение агрессии против Российской Федерации и ее
союзников, нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение
его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам
Российской Федерации и ее союзников.
Развитие военной организации.
Строительство и развитие Вооруженных Сил и других войск
30. Основные задачи развития военной организации:
а) приведение структуры, состава и численности компонентов
военной организации в соответствие с задачами в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время с учетом выделения
на эти цели достаточного количества финансовых, материальных и иных
ресурсов. Планируемые количество и сроки выделения указанных ресурсов
отражаются в документах планирования долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации;
б) повышение эффективности и безопасности функционирования
системы государственного и военного управления;
в) совершенствование системы противовоздушной обороны и создание
системы воздушно-космической обороны Российской Федерации;
г) совершенствование военно-экономического обеспечения военной
организации на основе рационального использования финансовых,
материальных и иных ресурсов;
д) совершенствование военного планирования;
е) совершенствование территориальной обороны и гражданской
обороны;
ж) совершенствование системы создания запаса мобилизационных
ресурсов, в том числе запасов вооружения, военной и специальной
техники, а также материально-технических средств;
з) повышение эффективности функционирования системы эксплуатации
и ремонта вооружения, военной и специальной техники;
и) создание интегрированных структур материально-технического,
социального, медицинского и научного обеспечения в Вооруженных Силах и
других войсках, а также учреждений военного образования и подготовки
кадров;
к) совершенствование системы информационного обеспечения
Вооруженных Сил и других войск;
л) повышение престижа военной службы, всесторонняя подготовка к
ней граждан Российской Федерации;
м) обеспечение военно-политического и военно-технического
сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
31. Основные приоритеты развития военной организации:
а) совершенствование системы управления военной организацией и
повышение эффективности ее функционирования;
б) развитие мобилизационной базы военной организации и
обеспечение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других
войск;
в) обеспечение необходимой степени укомплектования, оснащения,
обеспечения соединений, воинских частей и формирований постоянной
готовности и требуемого уровня их подготовки;
г) повышение качества подготовки кадров и военного образования, а
также наращивание военно-научного потенциала.
32. Основная задача строительства и развития Вооруженных Сил и
других войск - приведение их структуры, состава и численности в
соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и
характером военных конфликтов, текущими и перспективными задачами в
мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное
время, а также политическими, социально-экономическими,
демографическими и военно-техническими условиями и возможностями
Российской Федерации.
33. В строительстве и развитии Вооруженных Сил и других войск
Российская Федерация исходит из необходимости:
а) совершенствования организационно-штатной структуры и состава
видов и родов войск Вооруженных Сил и других войск и оптимизации
штатной численности военнослужащих;
б) обеспечения рационального соотношения соединений и воинских
частей постоянной готовности и соединений и воинских частей,
предназначенных для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и
других войск;
в) повышения качества оперативной, боевой, специальной и
мобилизационной подготовки;
г) совершенствования взаимодействия между видами Вооруженных Сил,
родами войск (сил) и другими войсками;
д) обеспечения современными образцами вооружения, военной и
специальной техники (материально-техническими средствами) и их
качественного освоения;
е) интеграции и скоординированного развития систем технического,
тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил и других войск, а
также систем военного образования и воспитания, подготовки кадров,
военной науки;
ж) подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству
военнослужащих, повышения престижа военной службы.
34. Выполнение основной задачи строительства и развития
Вооруженных Сил и других войск достигается путем:
а) формирования и последовательной реализации военной политики;
б) эффективного военно-экономического обеспечения и достаточного
финансирования Вооруженных Сил и других войск;
в) повышения качественного уровня оборонно-промышленного
комплекса;
г) обеспечения надежного функционирования системы управления
Вооруженными Силами и другими войсками в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
д) поддержания способностей экономики страны обеспечить
потребности Вооруженных Сил и других войск;
е) поддержания мобилизационной базы в состоянии, обеспечивающем
проведение мобилизационного и стратегического развертывания
Вооруженных Сил и других войск;
ж) создания сил гражданской обороны постоянной готовности,
способных выполнять свои функции в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
з) совершенствования системы дислокации (базирования) Вооруженных
Сил и других войск, в том числе за пределами территории Российской
Федерации, в соответствии с международными договорами Российской
Федерации и федеральным законодательством;
и) создания эшелонированной по стратегическим и операционным
направлениям системы военной инфраструктуры;
к) заблаговременного создания запаса мобилизационных ресурсов;
л) оптимизации количества военных образовательных учреждений
профессионального образования в сочетании с федеральными
государственными образовательными учреждениями высшего
профессионального образования, в которых проводится обучение граждан
Российской Федерации по программе военной подготовки, а также
оснащения их современной материально-технической базой;
м) повышения уровня социального обеспечения военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также
гражданского персонала Вооруженных Сил и других войск;
н) реализации установленных федеральным законодательством
социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей, повышения качества их жизни;
о) совершенствования системы комплектования военнослужащими,
проходящими военную службу по контракту и по призыву, с
преимущественным укомплектованием должностей рядового и сержантского
состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей
Вооруженных Сил и других войск, военнослужащими, проходящими военную
службу по контракту;
п) укрепления организованности, правопорядка и воинской
дисциплины, а также профилактики и пресечения коррупционных
проявлений;
р) совершенствования допризывной подготовки и
военно-патриотического воспитания граждан;
с) обеспечения государственного и гражданского контроля
деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
обороны.
Военное планирование
35. Военное планирование организуется и осуществляется в целях
реализации согласованных по срокам и обеспеченных ресурсами
мероприятий развития военной организации, а также строительства и
развития Вооруженных Сил и других войск, их эффективного применения.
36. Основные задачи военного планирования:
а) определение согласованных целей, задач и мероприятий
строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их
применения, а также развития соответствующей научно-технической и
производственно-технологической базы;
б) выбор оптимальных направлений строительства и развития
Вооруженных Сил и других войск, форм и способов их применения исходя
из прогнозов развития военно-политической обстановки, военных
опасностей и военных угроз, уровня социально-экономического развития
Российской Федерации;
в) достижение соответствия ресурсного обеспечения Вооруженных Сил
и других войск задачам их строительства, развития и применения;
г) разработка документов краткосрочного, среднесрочного и
долгосрочного планирования, учет результатов выполнения планов
(программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск;
д) организация контроля выполнения планов (программ)
строительства и развития Вооруженных Сил и других войск; е)
своевременная корректировка документов военного планирования.
37. Военное планирование осуществляется в соответствии с
Положением о военном планировании в Российской Федерации.
IV. Военно-экономическое обеспечение обороны
38. Основной задачей военно-экономического обеспечения обороны
является создание условий для устойчивого развития и поддержания
возможностей военно-экономического и военно-технического потенциалов
государства на уровне, необходимом для реализации военной политики и
надежного удовлетворения потребностей военной организации в мирное
время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.
39. Задачи военно-экономического обеспечения обороны:
а) достижение уровня финансового и материально-технического
обеспечения военной организации, достаточного для решения возложенных
на нее задач;
б) оптимизация расходов на оборону, рациональное планирование и
распределение финансовых и материальных ресурсов, направляемых на
обеспечение военной организации, повышение эффективности их
использования; в) своевременное и полное ресурсное обеспечение
выполнения планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил
и других войск, их применения, боевой, специальной и мобилизационной
подготовки и других потребностей военной организации;
г) концентрация научных сил, финансовых и материально-технических
ресурсов для создания условий качественного оснащения (переоснащения)
Вооруженных Сил и других войск;
д) интеграция в определенных сферах производства гражданского и
военного секторов экономики, координация военно-экономической
деятельности государства в интересах обеспечения обороны;
е) обеспечение правовой защиты результатов интеллектуальной
деятельности военного, специального и двойного назначения;
ж) выполнение обязательств Российской Федерации в соответствии с
заключенными ею международными договорами в военно-экономической
сфере. Оснащение Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и
специальной техникой
40. Основной задачей оснащения Вооруженных Сил и других войск
вооружением, военной и специальной техникой является создание и
поддержание взаимоувязанной и целостной системы вооружения в
соответствии с задачами и предназначением Вооруженных Сил и других
войск, формами и способами их применения, экономическими и
мобилизационными возможностями Российской Федерации.
41. Задачи оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением,
военной и специальной техникой:
а) комплексное оснащение (переоснащение) современными образцами
вооружения, военной и специальной техники стратегических ядерных сил,
соединений и воинских частей постоянной готовности сил общего
назначения, антитеррористических формирований, инженерно-технических
воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований, а
также поддержание их в состоянии, обеспечивающем их боевое применение;
б) создание многофункциональных (многоцелевых) средств
вооружения, военной и специальной техники с использованием
унифицированных компонентов; в) развитие сил и средств информационного
противоборства;
г) качественное совершенствование средств информационного обмена
на основе использования современных технологий и международных
стандартов, а также единого информационного поля Вооруженных Сил и
других войск как части информационного пространства Российской
Федерации;
д) обеспечение функционального и организационно-технического
единства систем вооружения Вооруженных Сил и других войск;
е) создание новых образцов высокоточного оружия и развитие их
информационного обеспечения;
ж) создание базовых информационно-управляющих систем и их
интеграция с системами управления оружием и комплексами средств
автоматизации органов управления стратегического,
оперативно-стратегического, оперативного, оперативно-тактического и
тактического уровней.
42. Реализация задач оснащения Вооруженных Сил и других войск
вооружением, военной и специальной техникой предусматривается в
государственной программе вооружения и других государственных
программах (планах).
Оперативные решения по разработке военной и специальной техники в
случае оснащения иностранного государства новыми видами вооружения
принимаются Правительством Российской Федерации.
Обеспечение Вооруженных Сил и других войск
материальными средствами
43. Обеспечение Вооруженных Сил и других войск материальными
средствами, их накопление и содержание осуществляются в рамках
интегрированных и скоординированных систем технического и тылового
обеспечения.
Основная задача обеспечения Вооруженных Сил и других войск
материальными средствами в мирное время - накопление, эшелонированное
размещение и содержание запасов материальных средств, обеспечивающих
мобилизационное и стратегическое развертывание войск (сил) и ведение
военных действий (исходя из сроков перевода экономики, отдельных ее
отраслей и организаций промышленности на работу в условиях военного
времени) с учетом физико-географических условий стратегических
направлений и возможностей транспортной системы.
Основная задача обеспечения Вооруженных Сил и других войск
материальными средствами в период непосредственной угрозы агрессии -
дообеспечение войск (сил) материальными средствами по штатам и нормам
военного времени.
44. Основные задачи обеспечения Вооруженных Сил и других войск
материальными средствами в военное время:
а) подача запасов материальных средств с учетом предназначения
группировок войск (сил), порядка, сроков их формирования и
предполагаемой продолжительности ведения военных действий;
б) восполнение потерь вооружения, военной и специальной техники и
материальных средств в ходе ведения военных действий с учетом
возможностей Вооруженных Сил и других войск, организаций
промышленности по поставкам, ремонту вооружения, военной и специальной
техники.
Развитие оборонно-промышленного комплекса
45. Основной задачей развития оборонно-промышленного комплекса
является обеспечение его эффективного функционирования как
высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны,
способного удовлетворить потребности Вооруженных Сил и других войск в
современном вооружении, военной и специальной технике и обеспечить
стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых рынках
высокотехнологичных продукции и услуг.
46. К задачам развития оборонно-промышленного комплекса
относятся:
а) совершенствование оборонно-промышленного комплекса на основе
создания и развития крупных научно-производственных структур;
б) совершенствование системы межгосударственной кооперации в
области разработки, производства и ремонта вооружения и военной
техники;
в) обеспечение технологической независимости Российской Федерации
в области производства стратегических и других образцов вооружения,
военной и специальной техники в соответствии с государственной
программой вооружения;
г) совершенствование системы гарантированного
материально-сырьевого обеспечения производства и эксплуатации
вооружения, военной и специальной техники на всех этапах жизненного
цикла, в том числе отечественными комплектующими изделиями и
элементной базой;
д) формирование комплекса приоритетных технологий, обеспечивающих
разработку и создание перспективных систем и образцов вооружения,
военной и специальной техники;
е) сохранение государственного контроля над стратегически
значимыми организациями оборонно-промышленного комплекса;
ж) активизация инновационно-инвестиционной деятельности,
позволяющей проводить качественное обновление научно-технической и
производственно-технологической базы;
з) создание, поддержание и внедрение военных и гражданских
базовых и критических технологий, обеспечивающих создание,
производство и ремонт находящихся на вооружении и перспективных
образцов вооружения, военной и специальной техники, а также
обеспечивающих технологические прорывы или создание опережающего
научно-технологического задела в целях разработки принципиально новых
образцов вооружения, военной и специальной техники, обладающих ранее
недостижимыми возможностями;
и) совершенствование системы программно-целевого планирования
развития оборонно-промышленного комплекса в целях повышения
эффективности оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением,
военной и специальной техникой, обеспечения мобилизационной готовности
оборонно-промышленного комплекса;
к) разработка и производство перспективных систем и образцов
вооружения, военной и специальной техники, повышение качества и
конкурентоспособности продукции военного назначения;
л) совершенствование механизма размещения заказов на поставки
продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд;
м) реализация предусмотренных федеральным законодательством мер
экономического стимулирования исполнителей государственного оборонного
заказа;
н) совершенствование деятельности организаций
оборонно-промышленного комплекса путем внедрения
организационно-экономических механизмов, обеспечивающих их эффективное
функционирование и развитие;
о) совершенствование кадрового состава и наращивание
интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса,
обеспечение социальной защищенности работников оборонно-промышленного
комплекса.
Мобилизационная подготовка экономики,
органов государственной власти, органов местного
самоуправления и организаций
47. Основная задача мобилизационной подготовки экономики, органов
государственной власти, органов местного самоуправления и организаций
заключается в заблаговременной подготовке к переводу на работу в
условиях военного времени, удовлетворении потребностей Вооруженных Сил
и других войск, а также в обеспечении государственных нужд и нужд
населения в военное время. 48. Задачи мобилизационной подготовки
экономики, органов государственной власти, органов местного
самоуправления и организаций:
а) совершенствование мобилизационной подготовки и повышение
мобилизационной готовности Российской Федерации;
б) совершенствование нормативно-правовой базы мобилизационной
подготовки и перевода экономики и организаций на работу в условиях
военного времени;
в) подготовка системы управления экономикой к устойчивому и
эффективному функционированию в период мобилизации, в период военного
положения и в военное время;
г) разработка мобилизационных планов экономики Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных
образований, мобилизационных планов организаций;
д) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей для
производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей
Российской Федерации, Вооруженных Сил и других войск, а также нужд
населения в военное время;
е) создание и подготовка специальных формирований,
предназначенных для передачи в Вооруженные Силы и другие войска при
объявлении мобилизации или использования в их интересах, а также в
интересах экономики Российской Федерации;
ж) подготовка техники, предназначенной для поставки в Вооруженные
Силы и другие войска по мобилизации;
з) создание, сохранение и обновление запасов материальных
ценностей государственного и мобилизационного резервов, неснижаемых
запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
и) создание и сохранение страхового фонда документации на
вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты
повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты,
являющиеся национальным достоянием;
к) подготовка финансово-кредитной, налоговой систем и системы
денежного обращения к особому режиму функционирования в период
мобилизации, в период военного положения и в военное время;
л) создание условий для работы органов управления всех уровней, в
том числе создание запасных пунктов управления;
м) организация воинского учета;
н) бронирование граждан на период мобилизации и на военное время;
о) организация совместной мобилизационной подготовки органов
государственной власти, органов местного самоуправления и организаций,
имеющих мобилизационные задания, а также обеспечивающих
мобилизационные мероприятия по переводу Вооруженных Сил и других войск
на организацию и состав военного времени.
Военно-политическое и военно-техническое сотрудничество
Российской Федерации с иностранными государствами
49. Российская Федерация осуществляет военно-политическое и
военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами (далее
- военно-политическое и военно-техническое сотрудничество),
международными, в том числе региональными, организациями на основе
внешнеполитической, экономической целесообразности и в соответствии с
федеральным законодательством и международными договорами Российской
Федерации.
50. Задачи военно-политического сотрудничества:
а) укрепление международной безопасности и выполнение
международных обязательств Российской Федерации;
б) формирование и развитие союзнических отношений с государствами
- членами ОДКБ и государствами - участниками СНГ, дружественных и
партнерских отношений с другими государствами;
в) развитие переговорного процесса по созданию региональных
систем безопасности с участием Российской Федерации;
г) развитие отношений с международными организациями по
предотвращению конфликтных ситуаций, сохранению и укреплению мира в
различных регионах, в том числе с участием российских воинских
контингентов в миротворческих операциях;
д) сохранение равноправных отношений с заинтересованными
государствами и международными организациями для противодействия
распространению оружия массового поражения и средств его доставки.
51. Основные приоритеты военно-политического сотрудничества:
а) с Республикой Беларусь:
координация деятельности в области развития национальных
вооруженных сил и использования военной инфраструктуры;
выработка и согласование мер по поддержанию обороноспособности
Союзного государства в соответствии с Военной доктриной Союзного
государства;
б) с государствами - членами ОДКБ - консолидация усилий и
создание коллективных сил в интересах обеспечения коллективной
безопасности и совместной обороны;
в) с другими государствами - участниками СНГ - обеспечение
региональной и международной безопасности, осуществление
миротворческой деятельности;
г) с государствами ШОС - координация усилий в интересах
противодействия новым военным опасностям и военным угрозам на
совместном пространстве, а также создание необходимой
нормативно-правовой базы;
д) с ООН, другими международными, в том числе региональными,
организациями - вовлечение представителей Вооруженных Сил и других
войск в руководство миротворческими операциями, в процесс планирования
и выполнения мероприятий по подготовке операций по поддержанию мира, а
также участие в разработке, согласовании и реализации международных
соглашений в области контроля над вооружениями и укрепления военной
безопасности, расширение участия подразделений и военнослужащих
Вооруженных Сил и других войск в операциях по поддержанию мира.
52. Задачей военно-технического сотрудничества является
реализация целей и основных принципов государственной политики в этой
области, которые определены федеральным законодательством.
53. Основные направления военно-технического сотрудничества
определяются соответствующими концепциями, утверждаемыми Президентом
Российской Федерации.
(* * *)
Положения Военной доктрины могут уточняться с изменением
характера военных опасностей и военных угроз, задач в области
обеспечения военной безопасности и обороны, а также условий развития
Российской Федерации. |