О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ККТ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ПРИМЕНЯЮЩЕЙ
СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕНВД, ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
6 декабря 2010 г.
N Д05-4486
(Д)
Департамент развития малого и среднего предпринимательства
Министерства экономического развития Российской Федерации рассмотрел
обращение по вопросу использования контрольно-кассовой техники при
применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности (далее - ККТ, ЕНВД) и сообщает.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" (далее - Федеральный закон N 54) организации и индивидуальные
предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД для отдельных видов
деятельности, не подпадающие под действие ч. 2 и 3 ст. 2 Федерального
закона N 54, при осуществлении видов предпринимательской деятельности,
установленных ч. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации,
могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с
использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по
требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции
или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за
соответствующий товар (работу, услугу).
Каких-либо исключений применения вышеназванной нормы в отношении
реализации алкогольной продукции Федеральный закон N 54 не содержит.
Частью 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации
установлено, что система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных
видов деятельности может применяться по решениям представительных
органов муниципальных районов, городских округов, законодательных
(представительных) органов городской власти городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, розничной
торговли с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по
каждому объекту организации торговли.
При этом в отношении предпринимательской деятельности, связанной
с торговлей алкогольной продукцией, система налогообложения в виде
ЕНВД может применяться.
Вместе с тем правовые основы производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской
Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N
171-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ организации,
осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с
содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой
продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и
складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров,
охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, ККТ.
Определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную
продажу алкогольной продукции относятся к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации. Лицензии на
розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской
Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Федерального
закона N 171-ФЗ только организациям.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной
продукции с нарушением требований ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ,
то есть в том числе розничная продажа в городах алкогольной продукции
с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой
продукции без ККТ.
Нарушение данных норм при осуществлении розничной продажи
алкогольной продукции образует объективную сторону состава
административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
"нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и
спиртосодержащей продукции" (Постановление Президиума ВАС РФ от
16.09.2008 N 5378/08 по делу N А66-6614/2007). Такое нарушение влечет
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от
трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и
спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от
тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и
спиртосодержащей продукции или без таковой.
Дополнительно сообщаем: в соответствии с п. 5 Графика реализации
мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных
функций и оптимизации предоставления государственных услуг,
утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации
24.11.2009 N 5768-П16, Минпромторгом России, Росстандартом,
Минэкономразвития России, ФНС России и ФАС России подготовлены
предложения об оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных
функций, предоставлении государственных услуг, а также сокращении
избыточного государственного регулирования, в том числе в области ККТ,
и направлены в рабочую группу при Правительственной комиссии по
проведению административной реформы по вопросам оптимизации структуры
и функций федеральных органов исполнительной власти.
Предложения касаются комплексной оптимизации контрольно-надзорных
и разрешительных функций, предоставления государственных услуг, а
также сокращения избыточного государственного регулирования, в
частности:
- определения технических требований, предъявляемых к
контрольно-кассовой технике, производимой, реализуемой и применяемой
на территории Российской Федерации;
- определения административной ответственности за производство,
реализацию и применение контрольно-кассовой техники, не
соответствующей законодательно установленным требованиям;
- отмены обязательного внесения контрольно-кассовой техники в
Государственный реестр контрольно-кассовой техники;
- установления режима добровольной сертификации
контрольно-кассовой техники в независимых аккредитованных компетентным
органом исполнительной власти лабораториях (экспертных организациях).
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим выработку
государственной политики и нормативно-правовое регулирование в
отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно данному
Положению Минэкономразвития России не является органом, уполномоченным
осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов.
В связи с этим разъяснения Минэкономразвития России не являются
обязательными для исполнения, а носят рекомендательный характер.
Врио заместителя директора
Департамента развития
малого и среднего
предпринимательства
Е.В.КОВТУН
6 декабря 2010 г.
N Д05-4486 |