О СОСТОЯНИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ СТОЛИЦЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
10 августа 1999 г.
N 724
(ПРМ)
В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 30
декабря 1997 г. N 942 "О Комплексной программе развития и поддержки
малого предпринимательства в г.Москве на 1998-2000 гг.", от 31 марта
1998 г. N 248 "О состоянии и мерах по развитию бытового обслуживания
населения Москвы в 1998-2000 гг.", от 26 мая 1998 г. N 405 "О
Программе развития торговли и общественного питания в Москве на
1998-2000 годы" и в целях их выполнения проведен анализ состояния
развития малого предпринимательства в одной из наиболее емких сфер
городского хозяйства - потребительском рынке товаров и услуг. По
данным 1998 года на долю малого бизнеса в торговле, общественном
питании и бытовом обслуживании приходится 44,4% розничного
товарооборота и 73% объема бытовых услуг города. Численность малых
предприятий в них составила около 80 тысяч. В данном секторе экономики
занято почти 520 тыс. человек.
В 1998 году доля наполнения бюджета города Москвы поступлениями
от малых предприятий потребительского рынка и услуг составила 15,3%.
Малые предприятия потребительского рынка и услуг за указанный период
оказались наиболее привлекательны для инвестиций. Удельный вес
вложений в малые предприятия потребительского рынка по отношению к
объемам инвестиций всей сферы малого предпринимательства города
составил 49,9% или 8,5 млрд. рублей. Активно осуществлялось
строительство быстровозводимых комплексов, обновлены сотни киосков и
павильонов, введено в действие более 2 тысяч стационарных объектов,
реконструировано и модернизировано более 800 предприятий, из них 50
рынков.
Это стало возможным в результате поддержки малого
предпринимательства Правительством Москвы. Льготами по налогу на
прибыль, арендной плате, коммунальным платежам воспользовались в 1998
году около трех тысяч предприятий потребительского рынка и услуг. На
эти цели город израсходовал около 1 млрд. руб. В 1999 году для малых
предприятий, входящих в Реестр субъектов малого предпринимательства
Москвы, сохранены без изменений действующие ранее ставки арендной
платы.
Вместе с тем резервы, заложенные в малом предпринимательстве,
используются не в полной мере. Недостаточно малых предприятий,
осуществляющих непосредственное обслуживание населения. Среди
предприятий потребительского рынка высока доля малых предприятий,
занимающихся оптовой, мелкооптовой и посреднической торговой
деятельностью, - 56,5%. Значительная их часть, почти 30% от всего
числа в городе, сосредоточена в Центральном административном округе.
Слабо развивается малое предпринимательство на территориях Северного,
Юго-Западного, Северо-Западного, Северо-Восточного, Южного
административных округов. Число малых предприятий потребительского
рынка в них составляет из расчета на 10 тысяч жителей от 44 до 66
единиц при 86 в целом по городу Москве.
Для распространения малого предпринимательства не в полной мере
используется лизинг как перспективная форма долгосрочной аренды
оборудования, транспортных средств и других видов имущества для малых
предприятий. В недостаточной степени применяется метод контрактного
сотрудничества малых предприятий с фирмами, предоставляющими им право
ведения бизнеса с использованием своей марки (франчайзинг). Требует
новых подходов формирование инфраструктуры товароснабжения малых
предприятий торговли и питания. Назрела необходимость планомерного
пересмотра технологии работы с крупным оптом. По данным налоговых
органов из-за несовершенства налоговой системы около 40% "теневого"
оборота торговли приходится на малый бизнес. Отсутствует механизм
реализации статей 9, 11, 13 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N
88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации", предусматривающих возможности на льготных
условиях кредитования, страхования и налогообложения. На начальном
этапе деятельности предприниматели, как правило, не располагают
достаточными средствами для привлечения специалистов в области права и
управления и вынуждены решать многие возникающие вопросы
самостоятельно. Значительная часть проблем малого предпринимательства
связана с его разрозненностью. Профессиональные знания черпаются ими
из случайных источников. 40% работников этих предприятий
профессионально не подготовлены.
В целях поддержки малого предпринимательства, увеличения числа
малых предприятий и рабочих мест на потребительском рынке,
равномерного удовлетворения потребностей населения всех районов
столицы в необходимых услугах Правительство Москвы постановляет:
1. Префектам административных округов:
1.1. До 1 января 2000 г. подготовить и согласовать с
департаментами потребительского рынка и услуг, экономической политики
и развития г.Москвы, поддержки и развития малого предпринимательства
среднесрочные программы по структурным преобразованиям в малом
предпринимательстве торговли, общественного питания и бытового
обслуживания районов массовой жилой застройки и других территорий в
направлении создания режимов наибольшего благоприятствования развития
малых предприятий, связанных непосредственно с обслуживанием населения
и предоставлением услуг в соответствии с типологией и основными
характеристиками объектов малого бизнеса, утвержденных постановлением
Правительства Москвы от 16 сентября 1997 г. N 683 "О проектных
предложениях по развитию малого предпринимательства в "спальных"
районах города Москвы".
1.2. Совместно с Департаментом экономической политики и развития
г.Москвы, Департаментом поддержки и развития малого
предпринимательства, Московским фондом поддержки малого
предпринимательства на консолидированной основе обеспечить до 2002
года финансирование среднесрочных программ.
1.3. Совместно с Департаментом государственного и муниципального
имущества города Москвы, по согласованию с Департаментом поддержки и
развития малого предпринимательства до 1 ноября 1999 г. пополнить
целевой фонд нежилых помещений, образованный распоряжением Мэра Москвы
от 25 ноября 1998 г. N 1190-РМ "О мерах по имущественной поддержке и
развитию малого предпринимательства в городе Москве", по районам
массовой жилой застройки из числа объектов, пустующих свыше двух лет,
убыточных предприятий, имеющих задолженность по арендной плате свыше
одного года и других.
1.4. Освободить от уплаты торгового сбора малые предприятия
быстрого питания, розничной торговли и бытового обслуживания,
реализующие и оказывающие социально значимый набор товаров и услуг в
районах массовой жилищной застройки.
1.5. Рекомендовать использовать положительный опыт
Северо-Восточного административного округа в области создания
бизнесинкубатора быстрого питания и открыть по одному пилотному
павильону быстрого питания по программе Северо-Восточного
административного округа "Золотой гребешок".
2. Департаменту потребительского рынка и услуг:
2.1. Совместно с ОАО "Московский комитет по науке и технологиям"
до 1 ноября 1999 г. провести с использованием имеющихся компьютерных
технологий и электронной карты города Москвы анализ насыщенности
предприятиями потребительского рынка и услуг всех административных
округов и районов г.Москвы. Подготовить отчет по данному вопросу и
представить его в Правительство Москвы.
2.2. Совместно с Главным управлением Центрального банка
Российской Федерации по г.Москве в целях анализа продолжительности
функционирования малых предприятий, их деловой активности и
финансового состояния приступить с 1 сентября 1999 г. к мониторингу
малых предприятий потребительского рынка и услуг.
3. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства
совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг,
Москомархитектурой до 1 января 2000 г. разработать Положение о
механизме упрощенной процедуры выдачи разрешений на строительство и
эксплуатацию объектов малого предпринимательства потребительского
рынка и услуг в районах массового жилищного строительства.
4. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту
продовольственных ресурсов:
4.1. До 15 октября 1999 г. разработать схему взаимодействия малых
предприятий с крупными оптовыми организациями, включая планомерный
перевод последних в режим работы оптовых рынков, с оказанием в них
предпринимателям всех видов услуг по расчетам за товары, оформлению
документов, обеспечению надлежащего качества товаров, охране,
погрузочно-разгрузочным работам, автопарковке и др.
4.2. Совместно с Государственной городской инспекцией по контролю
за использованием объектов недвижимости в г.Москве организовать в III
квартале 1999 г. выборочную проверку использования помещений оптовых
предприятий города с целью увеличения общего числа профильных оптовых
рынков, взаимодействующих на договорных началах с малыми предприятиями
торговли и общественного питания.
5. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту
поддержки и развития малого предпринимательства, префектам
административных округов посредством постоянных публикаций в печати,
организации специальных семинаров по поддержке малого
предпринимательства, сообщений через службу Интернет, выступлений на
радио и телевидении принять меры к расширению использования реальных
инструментов поддержки малых предприятий, предусмотренных:
- постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 1998 г. N 943
"О базовых социально-экономических показателях и основных пропорциях
формирования проекта бюджета города Москвы на 1999 год" в части аренды
нежилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной
собственности города Москвы, с величиной коэффициента арендной платы,
равной 1,0;
- Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации", с учетом согласования в установленном порядке с
Управлением Министерства по налогам и сборам по г.Москве в части
применения ускоренной амортизации, в 2 раза превышающей нормы, и
порядка списаний стоимости основных фондов со сроком службы более 3
лет.
6. Московской лизинговой компании расширить лизинговую форму
инвестиций на предприятия потребительского рынка и услуг посредством
лизинга машин, оборудования в пределах бюджетных средств,
предусмотренных городскими программами на эти цели, а также средств,
привлекаемых из иных источников.
7. Комитету труда и занятости совместно с Департаментом
потребительского рынка и услуг, Департаментом поддержки и развития
малого предпринимательства ежегодно рассматривать на конкурсной основе
проекты по созданию новых рабочих мест в торговле, общественном
питании и бытовом обслуживании населения для оказания финансовой
помощи работодателям особенно в новых районах массового жилищного
строительства с целью максимального вовлечения трудоспособной части
населения этих районов.
8. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту
поддержки и развития малого предпринимательства в целях повышения
компетентности малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в
сфере потребительского рынка и услуг:
8.1. Шире использовать в интересах потребительского рынка и услуг
возможности организаций инфраструктуры поддержки и развития малого
предпринимательства: Московского фонда поддержки малого
предпринимательства, Московской лизинговой компании, Московского
центра деловой информации "Бинек", Московского фонда подготовки
кадров, территориальных агентств по развитию предпринимательства.
Провести в течение III квартала 1999 г. рабочие встречи
специалистов потребительского рынка и услуг с представителями
негосударственных организаций малого предпринимательства, входящих в
инфраструктуру, по вопросам выработки единых подходов по оказанию
поддержки вновь создаваемым и действующим малым предприятиям.
8.2. Организовать во втором полугодии 1999 года систему
бесплатной информационной и консультационной поддержки
предпринимателей малого бизнеса на основе организации общественных
приемных, круглых столов, встреч со специалистами структур
Правительства Москвы по вопросам малого предпринимательства.
8.3. Подготовить и выпустить в течение 2000 года Практическое
пособие для малого предпринимательства в сфере потребительского рынка
и услуг.
9. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту
поддержки и развития малого предпринимательства совместно с
Департаментом экономической политики и развития г.Москвы:
9.1. Продолжить работу над совершенствованием методической основы
применения Единого налога на вмененный доход в Москве по малым
предприятиям торговли, общественного питания и бытовых услуг,
максимально установив нормы прямого действия в целях повышения
собираемости налогов и упрощения отчетности.
9.2. Подготовить до 1 ноября 1999 г. в установленном порядке
законодательную инициативу в части распространения на субъекты малого
предпринимательства потребительского рынка и услуг льготного
кредитования, страхования, налогообложения, предусмотренных
Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
10. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства:
10.1. Подготовить в установленном порядке до 1 декабря 1999г.
предложения о внесении изменений в главу 54 Гражданского кодекса
Российской Федерации "Коммерческая концессия".
10.2. Предусмотреть при установлении особых условий продажи
помещений, включенных в состав целевого фонда (п.1.3), их
использование малыми предприятиями сферы потребительского рынка и
услуг.
11. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту
поддержки и развития малого предпринимательства совместно с
Общественно-экспертным советом по малому предпринимательству при Мэре
и Правительстве Москвы и ОАО "Московский комитет по науке и
технологиям" провести в 1999-2000 гг. дополнительные исследования и
разработки с целью совершенствования механизмов поддержки работы малых
предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг,
направленной на улучшение обслуживания жителей и гостей столицы.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
министров Правительства Москвы Малышкова В.И. и Егорова Е.В.
И.о. Премьера Правительства Москвы
Б.В. Никольский
10 августа 1999 г.
N 724 |