ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru

Страницы: 1  2  


    

                     О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА
                             В Г. МОСКВЕ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                          19 октября 1993 г.
                                N 959

                                 (Д)

     В целях   дальнейшего   развития   туризма,   повышения  качества
туристского обслуживания правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить  Концепцию развития туризма в г.  Москве на период до
2005 года (приложение N 1) и Программу реализации  концепции  развития
туризма в г. Москве на 1993-1995 гг. (приложение N 2).
     Считать программу приоритетной  для  социально  -  экономического
развития г. Москвы.
     2. Утвердить Координационный совет по туризму  при  правительстве
Москвы (приложение N 3) с целью формирования программ развития туризма
в Москве  с  учетом  интересов  и  основных  направлений  деятельности
городских туристских организаций.
     3. Утвердить  инвестиционную  программу  развития  инфраструктуры
гостиничного хозяйства на 1993-1994 гг. (приложение N 4).
     4. Предложить акционерному обществу открытого типа "Мосинтур":
     - провести реорганизацию  АО  путем  выделения  ряда  структурных
подразделений  в  Государственное  акционерное  общество  "Гостиничная
компания "Москва" (ГАО "Москва");
     - передать  в  качестве вклада Москомимущества в уставный капитал
ГАО "Москва" государственное имущество,  находящееся на  балансе  и  в
хозяйственном ведении АО "Мосинтур".
     5. Москомимуществу:
     - выступить учредителем акционерного общества ГАО "Москва";
     - передать в аренду  АО  "Мосинтур"  нежилые  помещения  площадью
6474,4 кв. метров по Столешникову пер., 11 сроком на 25 лет;
     - разрешить  внесение  капитализированной   арендной   платы   за
указанные выше помещения в качестве оплаты 12,5% уставного капитала АО
"Мосинтур";
     - переоформить  на ГАО "Москва" заключенные ранее с АО "Мосинтур"
контракты на использование  нежилых  помещений  (строений)  на  правах
хозяйственного ведения;
     - предусматривать в  планах  приватизации  объектов  гостиничного
хозяйства закрепление контрольных пакетов акций в собственности Москвы
с последующей их передачей в уставные капиталы  акционерного  общества
ГАО   "Москва"  и  других  вновь  образуемых  акционерных  обществ  по
согласованию с Антимонопольным управлением г. Москвы.
     6. Распространить  действие  пункта  1 распоряжения мэра Москвы N
154-РВМ от 15.03.93 на ГАО "Москва".
     7. С     целью     реализации     требований     Антимонопольного
законодательства и  приведения  в  соответствие  с  ранее  выпущенными
распорядительными  документами,  а  также  с  учетом  выполнения  ряда
распоряжений считать  утратившим  силу  и  снять  с  контроля  решение
Мосгорисполкома от 21 января 1991 года N 132, распоряжения вице - мэра
от 10.02.92  N  65-РВМ  и  от  06.04.92  N  176-РВМ,  пп.  2,  4  и  5
распоряжения вице - мэра N 144-РВМ от 19.03.92,  распоряжение премьера
правительства Москвы от 22.04.92 N 1006-РП,  распоряжение  заместителя
премьера   правительства   от   27.03.92   N   732-РЗП,  постановления
правительства Москвы от 11.08.92 N 616 и N 631,  от 20.10.92 N 875, п.
2.1.  постановления  правительства Москвы от 10.11.92 N 938,  пп.  2-4
распоряжения первого заместителя премьера правительства от 01.12.92  N
2817-РЗП.
     8. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя
премьера   правительства  Москвы,  руководителя  Департамента  внешних
связей И.Н.Орджоникидзе.

Премьер правительства Москвы                                Ю.М.Лужков
19 октября 1993 г.
N 959

                                                        Приложение N 1
                                         к постановлению правительства
                                                                Москвы
                                           от 19 октября 1993 г. N 959

                              КОНЦЕПЦИЯ

        РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В МОСКВЕ ДО 2005 ГОДА

      I. СОСТОЯНИЕ  ТУРИЗМА  НА  СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
                             ЕГО РАЗВИТИЯ

                 Тенденции развития мирового туризма

     За последние 20  лет  международный  туризм  развивался  высокими
стабильными  темпами,  которые по числу прибытий туристов составляли в
среднем 5,1%  ежегодно и 14% по валютным поступлениям. Согласно данным
Всемирной   туристской   организации   (ВТО)   в   1991  году  в  мире
зарегистрировано 450 млн.  прибытий туристов и  278  млрд.  долл.  США
поступлений. (Здесь и далее приводятся данные без учета поступлений от
международного транспорта.)
     Значение туризма как источника валютных поступлений,  обеспечения
занятости  населения,  расширения  межличностных  контактов  постоянно
возрастает.  В 1991 году по оценочным данным суммарный доход страны от
международного  туризма  составил  около  7%  общего  объема  мирового
экспорта и 30% мирового экспорта услуг.
     Для многих стран иностранный туризм  превратился  в  существенный
источник   увеличения   доходов   от  экспорта  и  роста  национальной
экономики. Например, по данным ВТО за 1991 год, поступления Испании от
туризма  достигли  19  млрд.  долл.  США,  что  составляет  около  25%
поступлений от экспорта страны и  около  5%  ВВП  страны,  доходы  США
равнялись 45,2 млрд.  долл.  или свыше 5%  стоимости экспорта,  доходы
Турции возросли до 2,7  млрд.  долл.,  что  составляет  20%  стоимости
экспорта.
     По прогнозам экспертов,  развитие туризма будет продолжаться и  в
ближайшее  десятилетие.  Ожидается,  что он станет к 2000 году ведущей
экспортной отраслью в мире.  При сохранении  сложившихся  за  истекший
двадцатилетний  период средних темпов роста (5,1%) число международных
туристов к 2005 году достигнет 900 млн. человек.
     На развитие спроса на поездки будут влиять:  научно - технический
прогресс,  повышение  качества  жизни,  увеличение   продолжительности
свободного времени и другие факторы.


          Характеристика состояния въездного туризма в СНГ,
                           России и Москве

     Въездной туризм в бывший СССР за период с 1970 по  1991  годы  по
числу прибытий развивался более высокими темпами, чем в целом по миру.
Среднегодовые темпы роста за рассматриваемый  период  составили  5,8%.
Если  в  1970  году  число  прибытий иностранных граждан равнялось 2,1
млн.,  то в 1991 году - 6,9 млн.  В то же время темпы  роста  валютных
поступлений были несколько ниже общемировых:  в среднем 13,6% в год. В
1970 году доходы составили 0,1 млрд.  инвалютных рублей или 204,5 млн.
долл.  США (в пересчете по официальному курсу 1 долл.  = 0,65 руб.). В
1987 году доходы равнялись 1,0 млрд.  инв.  руб.  или 2,05 млрд. долл.
США.  Данные  за последующие годы отсутствуют.  По нашей оценке в 1991
году поступления составили 2,97 млрд. долл.
     За период с 1970 по 1991 гг.  доля бывшего СССР по числу прибытий
в мире возросла с 1,3% до 1,5%, а по поступлениям, наоборот, несколько
снизилась с 1,14% до 1,06% соответственно.
     Анализ развития иностранного туризма за период с 1970 по 1991 гг.
в  бывший  СССР  свидетельствует о том,  что с 1985 по 1989 гг.  объем
туризма возрос на столько же, на сколько за весь период с 1970 по 1985
годы.  Пик  туризма  наблюдался  в  1989  году,  когда число прибывших
достигло  7,8  млн.  человек.  Однако  в  связи   с   политической   и
экономической нестабильностью и социальной напряженностью в стране уже
в 1990 году наблюдался спад туризма, продолжавшийся и в 1991 году.
     В связи с тем, что до сих пор статистика по туризму велась только
по СССР в целом,  данные по отдельным республикам и  в  том  числе  по
России отсутствуют и возможна только их оценка.
     Согласно данным о сложившихся пассажиропотоках в бывший СССР доля
России  в  общем  объеме  прибытий иностранных граждан составляла 90%.
Исходя из этого Россию в  1991  году  посетило  6,2  млн.  иностранных
граждан.
     Основной категорией   туристов,   посещающих   страну,   являются
туристы,  прибывающие  по  линии  турфирм,  на  их  долю  в  1991 году
приходилось  32%  всех  прибытий  или  2,2  млн.  человек.   Следующей
категорией являются деловые люди,  приезжающие со служебными целями, -
27%  или 1,9 млн.  человек.  Далее следуют частные поездки - 19%  (1,3
млн.  человек)  и  транзит  -  22%  (1,5 млн.  человек).  Доля деловых
туристов имеет тенденцию к росту,  а организованных  -  к  сокращению,
вопреки стремительному росту числа турорганизаций.
     Москва как столица России  является  главным  транспортным  узлом
страны,  главным деловым,  финансовым, культурным и транзитным центром
России,  принимает,  по нашим оценкам, около 80% всех туристов России.
Таким  образом,  Москву  в  1991  году  посетило 4,8 млн.  иностранных
граждан,  что свидетельствует о роли иностранного туризма  для  Москвы
как важной отрасли экономики, приносящей большие валютные поступления.
По оценочным данным,  доходы от приема иностранных туристов в Москве в
1991  году  должны  составить порядка 1,1 млрд.  долл.  США.  Развитие
иностранного туризма в Москву сдерживается следующими факторами:
     - неразвитостью   инфраструктуры  туризма  (нехватка  ресторанов,
кафе, варьете, казино и т.д., плохие дороги и др.);
     - недостаточным количеством гостиничных мест и несоответствием их
структуре спроса;
     - отсутствием   в   последние   годы   комплексной   рекламно   -
информационной  программы  по  созданию  имиджа  Москвы  в  мире   как
туристского центра,  которая,  как правило,  финансируется городом или
страной;
     - несложившейся  на  сегодня системой управления туризмом в целом
по стране и в городе;
     - отсутствием законодательства по туризму;
     - отсутствием комплексной программы развития туризма в городе.

          Характеристика состояния выездного туризма из СНГ,
                            России, Москвы

     Выездной туризм  из  бывшего  СССР  за  период с 1970 по 1988 гг.
характеризовался более низкими темпами роста,  чем въездной  туризм  в
СССР,  которые  составляли 4,8%  в среднем в год.  После отмены в 1988
году  государственного  регулирования  и   бюджетного   финансирования
туризма  в СССР произошло резкое,  почти двукратное увеличение туризма
за границу.  В последующие годы  туризм  развивался  более  умеренными
темпами,  которые не превышали 20%  в год. По данным Госкомстата СССР,
число выехавших за границу из СССР в 1970  году  составляло  1,8  млн.
человек,  в 1983 г.  - 4,2 млн.,  а в 1991 г.  - 10,8 млн.  Расходы на
зарубежный туризм в 1970 году составляли 307,7 млн.  долл.  США,  а  в
1987  году  -  615,4  млн.  (пересчитано по курсу 1 долл.  = 0,65 инв.
рубля).  Данные за последующие годы отсутствуют.  Согласно проведенным
расчетам  расходы граждан бывшего СССР на туризм за границу достигли в
1991 году 2,1 млрд.  долл.  США* исходя из средних  расходов  на  одну
поездку, составивших в 1991 году около 190 долл.
     На развитии выездного туризма отрицательно сказывались:
     - отсутствие необходимых валютных и правовых условий;
     - отсутствие правового регулирования между клиентом и турфирмой;
     - несовершенство лицензирования деятельности в области туризма;
     - несложившаяся на сегодня система управления туризмом.
     * Расходы   включают   размещение,   питание   и    экскурсионное
обслуживание.   Расходы  не  включают  другие  затраты  внутри  страны
(развлечения, покупки).

         Особенности и проблемы современного развития туризма
                         в Россию и в Москву

     В настоящее время в туризме:
     - происходит переход на новые рыночные отношения,  но они еще  не
сложились,  в то время как старое плановое управление ликвидировано, а
его юридические и  организационные  структуры  не  действуют.  В  этих
условиях   возрастает   необходимость   государственного  контроля  за
развитием    туристской    деятельности,    координации     туристской
деятельности,  создания  благоприятных  условий  для  его  дальнейшего
развития;
     - отсутствует  система  общей информации и статистики по вопросам
туризма;
     - для   новых  инвестиций  в  гостиничное  строительство  условия
неблагоприятные  (не  определены  отношения  собственности  и  вопросы
продажи   земли,  отсутствуют  гарантия  государства  при  иностранных
инвестициях  и  стимулирующие  налоговые  и  кредитные   условия   для
отечественного   предпринимательства,  возможности  залоговой  системы
кредитования, концессий и лизинга);
     - ухудшается   общественная  безопасность,  что  может  испортить
туристскую репутацию страны,  восстановление которой потребует  немало
усилий и времени.

      Тенденции развития иностранного туризма в Россию и Москву

     - существует  большой  потенциальный  спрос  на  поездки в РФ,  а
следовательно,  и Москву как столицу. Туризм имеет решающее значение в
формировании  представления  о стране.  Сегодня более чем когда - либо
необходимо поддерживать интерес к стране,  стремиться к благоприятному
имиджу России и Москвы. Непризнание этого фактора и невыделение на это
средств может привести к ослаблению спроса на поездки;
     - опережающими    темпами    растет    индивидуальный,   деловой,
конгрессный и специализированный туризм;
     - изменение  структуры  спроса  в  отношении участников поездок в
целом по России  будет  происходить  в  направлении  преимущественного
роста туризма лиц среднего и молодежного возраста и сдерживания темпов
роста  туризма  лиц  пожилого   возраста   в   годы   политической   и
экономической нестабильности, для которых фактор безопасности во время
путешествия является определяющим;
     - дальнейшее развитие получит процесс поляризации спроса: с одной
стороны,  растет спрос на дорогостоящие туры,  а с  другой  стороны  -
популярностью пользуются дешевые туры;
     - ожидается рост популярности  туров  по  индивидуальному  набору
услуг  при  обеспечении возможности выбора разнообразных по качеству и
видам услуг на месте;
     - ужесточение  конкуренции  на  всех  уровнях туристского бизнеса
будет идти по пути кардинального  улучшения  качества  предоставляемых
услуг и использования гибкого ценового механизма.
     Введение в начале 1993 года Единого европейского рынка  открывает
новые  возможности  для  дальнейшего  развития  туризма  и туристского
бизнеса. Следует отметить, что создание европейского рынка повлечет за
собой   повышение  стандартов  туристских  услуг,  при  этом  качество
предоставляемых услуг превратится в мощный рычаг  конкурентной  борьбы
за клиента.

            Прогноз развития туризма в Москву до 2005 года

     Основываясь на  сложившихся темпах роста въездного туризма с 1970
по 1991 годы, число иностранных граждан в Россию в 2005 году достигнет
13,7  млн.,  а  в Москву - 10,6 млн.,  т.е.  80%  от всего туристского
потока в Россию.
     При прогнозе валютных поступлений использовались данные о среднем
доходе на одного иностранного  гражданина,  посетившего  бывший  СССР,
которые  в 1991 году при средней продолжительности пребывания в стране
7 дней составили, по оценке, 430 долл. США.
     Аналогичный показатель  для  России при средней продолжительности
пребывания  5  дней  составил  310  долл.,  а  в  Москве  при  средней
продолжительности  - 2,5 дня - 225 долларов.  Согласно расчетам к 2005
году доходы от иностранного туризма в России  составят  в  целом  4250
млн. долл. США, а по Москве - 2385 млн. долл., в ценах 1991 г.
     Исходя из  средних  расходов  на   одну   поездку   за   границу,
составивших  в  1991 году,  по нашей оценке,  190 долл.  США,  расходы
граждан России на зарубежные поездки к 2005 году составят 3021,0  млн.
долл., а расходы москвичей - 475 млн. долл., в ценах 1991 года.
     Число зарубежных поездок граждан России согласно прогнозу к  2005
году   возрастет   до   15,9   миллионов  или  10%  от  прогнозируемой
Госкомстатом СССР численности  населения  РФ.  (Для  сравнения:  число
выехавших  за  границу граждан США составило в 1991 году 16%  от всего
населения,  тогда как по СНГ аналогичный  показатель  равнялся  3,8%.)
Число зарубежных поездок москвичей к 2005 году достигнет 2,5 млн.  или
около 25%  населения города.  (Для сравнения:  по данным международной
статистики,  в  столичных  городах,  подобных  Москве (Париж,  Лондон,
Брюссель,  Копенгаген и др.),  в зарубежные поездки выезжает от 40  до
60% жителей.)

               II. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МОСКВЕ

     Прогнозируемый поток  туристов  в  Москву нуждается в обеспечении
достаточными  материально  -  техническими  и   трудовыми   ресурсами:
гостиничной базой,  предприятиями общественного питания, транспортными
средствами,   предприятиями   досуга   и   развлечений,    спортивными
сооружениями,   предприятиями   торговли,   выставочными  площадями  и
сооружениями  для  проведения   конференций,   съездов,   симпозиумов,
продуктами   питания   высокого   качества.   Кроме  того,  необходима
высокоразвитая городская инфраструктура,  коммунальные услуги, включая
объекты  общественного  пользования,  такие,  как  аэропорты,  дороги,
парки, музеи, здания, театры и т.д.
     Немаловажное значение для обеспечения приема иностранных туристов
имеет  подготовка  кадров  на  уровне,  соответствующем  международным
стандартам,  организация  рекламы  и пропаганды города как туристского
центра,  обеспечение  надежной  безопасности  туристов   и   правового
регулирования  в  области  туризма,  а также развитие средних и мелких
туристских и гостиничных предприятий.

                       Гостиничная база Москвы

     Гостиничная база Москвы насчитывает в настоящее время порядка 200
предприятий на 75 тыс. мест.
     Гостиничная база  столицы  представлена   гостиницами   различных
категорий,  среди которых можно выделить предприятия категории "Люкс",
недавно  пущенные  в  строй  после  реконструкции  или  строительства,
функционирующие    как    СП,   управление   которыми   осуществляется
иностранными гостиничными компаниями.  Подобные  гостиницы  по  уровню
сервиса и набору услуг могут быть приравнены к наивысшим международным
категориям - 5-ти и 4-звездочным отелям.  Данный  сегмент  насчитывает
(без  учета  гостиницы  "Националь",  находящейся на реконструкции) 11
предприятий на 3637 номеров и 6266 мест.
     Следующий сегмент  включает  гостиницы  категорий  "Высший  А"  и
"Высший Б",  пущенные в строй в разные годы, но не позднее 80-го года,
нуждающиеся  в  реконструкции.  Набор услуг и качество обслуживания на
предприятиях этой группы  на  порядок  ниже  1-й  группы  гостиниц,  о
которой  говорилось  выше.  Отнесение  этих гостиниц к принятой в мире
классификации затруднено из-за их  морального  и  физического  износа.
Однако,  по объективным данным, многие из них могли бы соответствовать
отелям 4-х и 3-звездочных категорий,  а  некоторые  из  них,  например
"Советская" и другие, даже 5-звездочным. Данный сегмент насчитывает 28
гостиниц на 38861 места и 20796 номеров.
     Третий по  счету  сегмент  охватывает гостиницы I,  II,  III и IV
разрядов различных лет  постройки,  нуждающиеся  в  реконструкции  или
капитальном  ремонте.  Предприятия  этой  группы  могут  быть отнесены
преимущественно к 3-х, 2-х и однозвездочным отелям. Число предприятий:
20, число номеров - 9716, число мест - 19811 (табл. N 6).
     Представленный перечень является неполным,  так как  не  включает
большое   число   узковедомственных   гостиниц,  принадлежавших  ранее
отдельным министерствам и ведомствам.  По нашей  оценке,  число  мест,
приходящихся   на   эти   гостиницы  и  общежития  гостиничного  типа,
составляет не менее 10 тыс.
     Исходя из  этого  структуру  существующей  базы можно представить
следующим образом:
                                           Доля в общем числе
                                           мест в гостиницах (%)
I сегмент   (гостиницы категории "Люкс")              8%
II сегмент  (гостиницы категорий
            "Высший А и Б")                          52%
III сегмент (гостиницы I-IV разрядов)                26%
IV сегмент  (гостиницы при колхозных
            рынках, узковедомственные
            гостиницы и общежития
            гостиничного типа)                       14%.



     Предприятия IV  сегмента  вряд  ли  могут   рассматриваться   как
средства размещения для иностранных граждан.
     Помимо основных средств  размещения  Москва  располагает  большим
потенциалом дополнительных средств размещения:  это частные квартиры и
общежития.  Потенциал этой группы размещения  будет  увеличиваться  по
мере приватизации жилья.
     В мире  наблюдается  тенденция  уменьшения  доли   размещения   в
основных средствах за счет размещения в частном секторе.  Эти средства
размещения не требуют  значительных  капитальных  вложений,  но  могут
приносить   большой   доход  за  счет  налогов.  Оценка  использования
иностранными  гражданами  квартир   затруднена   в   силу   отсутствия
статистики,   однако,   очевидно,   что   этот  вид  размещения  будет
пользоваться устойчивым спросом.
     Использование этой    формы    размещения    требует   разработки
организационных форм,  прежде всего создания коммерческих бюро,  через
которые частные лица смогут сдавать помещения для размещения туристов,
что обеспечит контроль как за  качеством  предлагаемых  услуг,  так  и
налоговых отчислений, в т.ч. валютных, в бюджет города.
     Несмотря на     возможную     непопулярность,      представляется
целесообразным,  в  т.ч.  и  по  соображениям безопасности,  запретить
частным  лицам  сдавать  в  аренду   свои   квартиры   напрямую,   без
предварительного получения лицензии.
     На гостиничную базу, используемую для приема иностранных туристов
в настоящее время ("Люкс",  " Высший А и Б"),  приходится 45 тыс. мест
или 24,6 тыс.  номеров.  Расчетные данные показывают, что при условии,
что   все   прибывшие   иностранные  туристы  в  Москву  в  1991  году
разместились бы в гостиницах указанных категорий, коэффициент загрузки
гостиниц  составил  бы  60%  в  среднем в год (с учетом того,  что 20%
иностранных граждан,  прибывших согласно погран. статистике по частным
приглашениям,  размещались  у  друзей и родственников).  Однако анализ
показывает,  что  коэффициент  загрузки  гостиниц  разной   классности
иностранными гражданами различен. Самая большая загрузка приходится на
новые или реконструированные гостиницы,  которые  специализируются  на
приеме  иностранных  граждан  и  которые  в  основном  являются  СП  и
подключены  к  международным  системам   компьютерного   бронирования.
Процент загрузки этих гостиниц, несмотря на высокие цены, достигает 80
- 85%. Основная клиентура этих гостиниц - деловые люди, путешествующие
по  дорогим турам,  прежде всего индивидуально или в составе небольших
групп.
     Гостиницы II-го   сегмента   имеют   значительно   более   низкий
коэффициент загрузки иностранными гражданами,  несмотря на их  удобное
расположение  и  более низкие цены,  в силу того,  что предоставляемые
услуги, и прежде всего размещение, более низкого качества.
     В гостиницах II-го сегмента (например, "Космос", "Измайлово", ЦДТ
и др.) размещаются туристы,  путешествующие в составе групп,  а  также
частично индивидуалы.
     Исходя из прогноза прибытий иностранных туристов в Москву в  1995
году (6 млн.  человек),  потребность в гостиничной базе для размещения
иностранных граждан (за исключением  тех  20%,  которые  приезжают  по
частным  приглашениям  и  размещаются,  по всей видимости,  у друзей и
родственников) должна составить 47,0 тыс.  мест при  средней  загрузке
гостиниц  70%  (средняя  загрузка по миру),  а к 2005 году - 83,2 тыс.
мест или около 58,4 тыс.  номеров.  Следовательно,  к 2005  году  надо
построить  дополнительно  к существующей базе 38,2 тыс.  мест или 26,8
тыс. номеров (ориентировочно).
     Капиталовложения в  строительство  новых номеров должны составить
не менее 2,7 млрд.  долл.,  при стоимости строительства одного  номера
около  100  тыс.  долл.,  при этом на реконструкцию имеющейся базы (32
тыс.  номеров) потребуется 3,2 млрд. долл. исходя из средней стоимости
реконструкции одного номера, также равной 100 тыс. долл.
     В качестве источников финансирования  указанных  капиталовложений
могут быть использованы валютные отчисления от гостиничных предприятий
в бюджет города в виде арендной  платы  и  дивидендов  (порядка  50%),
которые  у  предприятий  категории  "Люкс",  таких,  как  "Метрополь",
"Савой",  "Олимпик  Пента"  и  др.,  составят  значительную  сумму   в
иностранной валюте,  а также привлеченные средства,  как отечественные
(в т.ч. государственные), так и иностранные.
     Важным источником финансирования может стать введение в г. Москве
налога на проживание приезжающих,  в т.ч. иностранных граждан, который
по практике, применяемой во многих странах, составляет 2% от стоимости
проживания,  что  оправдывает  предоставление  этой  категории  многих
муниципальных услуг, финансируемых правительством города.
     Для стимулирования   капиталовложений   в    гостиничную    сферу
необходимо  создать  благоприятные  условия,  в  том  числе на среднюю
перспективу  следует  ввести  фиксированный  налог  и  рефинансируемые
процентные  льготы  (с  учетом потребностей в капитале и его оборота).
Необходимо  также   предусмотреть   принципиальное   решение   вопроса
"лизинга".
     В настоящее время гостиницы категории "Люкс",  которые могут быть
приравнены  к  категориям  5-ти и 4-звездочных отелей по международным
стандартам,  составляют 8%  от общего числа мест, пригодных для приема
иностранных  граждан  (45  тыс.  мест).  (Для  сравнения:  отели таких
категорий в Париже составляют 25%.) Учитывая,  что на  долю  туристов,
путешествующих по высшему классу,  к 2005 году будет приходиться более
30%  всех иностранцев,  которые посетят Россию,  или 3,2 млн. человек,
потребность  в  гостиничных местах категории 4-х и 5-ти звезд составит
23 тыс. против 6 тыс. в настоящее время.
     Остальная часть   гостиничного  фонда  должна  быть  представлена
гостиницами категории "3 звезды".
     Для туристов, путешествующих по экономическому классу: студентов,
школьников и др.,  следует предусмотреть размещение в  общежитиях,  на
квартирах и т.п.
     Международная практика   показывает,   что   имеется   спрос   на
размещение  в гостиницах разной вместимости - от небольших предприятий
(60 номеров) до больших гостиниц на 600-900 номеров.
     Требуется создание   единой  национальной  системы  классификации
гостиниц,  которая бы учитывала современные международные  требования,
предъявляемые к гостиницам.
     Таким образом,  на расчетный счет до 1997 г.  потребность в  2000
номеров   покрывается   находящимися  в  настоящее  время  в  процессе
строительства новыми гостиницами и реконструкцией существующих.
     Обеспечение размещения  и  качественного  обслуживания расчетного
количества туристов до 1997 г.  включительно может быть произведено за
счет  улучшения  условий  существующим  в  гостиничном фонде путем его
реконструкции.

                 Перспективные виды туризма в Москву

     В соответствии  с  прогнозом,  наибольшее  развитие  в  ближайшее
десятилетие получат следующие виды туризма:
     - деловой туризм, включая конгрессный и инсентив - туризм;
     - культурно - познавательный туризм;
     - туризм по  интересам  (посещение  театров,  музеев,  фестивалей
искусств, спортивных мероприятий);
     - религиозный туризм.
     Одним из  наиболее  перспективных  и  высокоприбыльных  сегментов
рынка является конгрессный туризм. Так, около 20% деловых людей в мире
путешествуют  с  целью  участия в различных конгрессах и конференциях.
Москва по  своему  положению  должна  занять  подобающее  место  среди
городов,  принимающих  туристов  на  конгрессы,  симпозиумы  и  другие
мероприятия,  таких как Лондон,  Париж, Нью - Йорк, Гонконг. Для этого
должна  быть  модернизирована  существующая база,  а также должно быть
предусмотрено строительство хотя бы одного конгрессного  центра.  (Для
справки:  ...Лондон имеет более 5 конгрессных центров.) Финансирование
строительства конгресс - центров осуществляется,  как правило, за счет
средств  городского бюджета.  Стоимость строительства подобных центров
достигает 30-50 млн.  долл. США. Расходы на строительство в дальнейшем
покрываются за счет доходов от этого вида туризма.
     Стратегия развития  туризма  в  Москве   должна   предусматривать
комплексный   подход,   увязывающий  различные  компоненты  туристской
индустрии и ее инфраструктуры.  Необходимо  разработать  единый  план,
предусматривающий  капиталовложения в инфраструктуру туризма,  а также
строительство  гостиничных  мест.  План  должен   включать   несколько
подразделов, в том числе такие, как:
     - программа развития гостиничной базы города;
     - специальные программы по отдельным видам туризма:
     А) деловой туризм
     Б) конгрессный туризм
     В) культурно - познавательный туризм
     Г) туризм по интересам и т.д.;
     - программа благоустройства Москвы и  ее  окрестностей  с  учетом
перспектив развития туризма;
     - программа развития инфраструктуры:
     А) сеть   автомагистралей   с   предоставлением  различных  услуг
        (станции техобслуживания, заправочные станции и т.д.)
     Б) модернизация аэропортов
     В) модернизация коммунального обслуживания;
     - программа развития индустрии  развлечений  (казино,  рестораны,
варьете и т.д.);
     - программа профессиональной подготовки кадров для сферы туризма;
     - разработка и внедрение комплексной компьютерной  информационной
системы,  благодаря  чему станет возможным анализ показателей туризма,
его эффективности,  тенденции развития занятости, финансовых отношений
и организационной структуры.
     Главным условием осуществления стратегии,  его гарантией является
активная  роль государства в процессе установления рыночных отношений,
приватизации, гарантии и свободы предприятий и их равных возможностей.
Без  этого невозможен безболезненный переход к рынку и динамичный рост
доходов от туризма.
     Реорганизация управления  туризмом  предполагает создание системы
государственных органов  различных  уровней.  Наряду  с  Комитетом  по
туризму   РФ   необходимо  создание  региональных  и  местных  органов
управления туризмом.  Так,  в компетенцию городских органов управления
туризмом  должны войти вопросы разработки политики в области туризма в
масштабах города,  пропаганды города как турцентра внутри страны и  за
рубежом,  руководства  деятельностью  по  выполнению программ развития
туризма.  Важное место в работе  органов  управления  туризмом  должны
занимать  экономические,  юридические  вопросы,  а  также  координация
туристской деятельности в рамках города.
     Международный опыт    показывает   необходимость   создания   так
называемого фонда туризма как в  рамках  города,  так  и  в  масштабах
страны.   Фонд   формируется   за  счет  части  налогов,  взимаемых  с
предприятий,  занятых в сфере туризма,  а также налога за проживание и
используется   в   целях  развития  индустрии  туризма.  Фонд  туризма
создается при государственном органе по туризму и является  признанной
формой   государственного   участия   в   условиях  развитой  рыночной
экономики. Направления. финансируемые за счет фонда:
     - пропаганда города, создание его имиджа;
     - защита  и  охрана  окружающей  среды и культурно - исторических
памятников;
     - разработка планов, проектов, программ, организация конкурсов;
     - повышение квалификации.
     При проведении    приватизации    полагали    бы   целесообразным
возвращение части дохода от приватизации в туристскую сферу.
     Следует отметить,   что  в  целом  индустрия  туризма  отличается
высокой капиталоемкостью. Часть отраслей и видов хозяйства обслуживает
только  туристов,  большая  же  часть  -  как туристов,  так и местных
жителей. При этом не все из них приносят прибыль.
     Структура капиталовложений в городах,  подобных Москве,  выглядит
следующим образом:
------------------------------------------------------------------
      Название                                  Доля в %
------------------------------------------------------------------
Размещение и питание                             50-60
Другие туристские услуги                         10-15
Инфраструктура и технические услуги              15-20
Профессиональная подготовка персонала,
пропаганда, реклама                               5-10
Защита и сохранение ресурсов                      5-10
------------------------------------------------------------------

     Защита и   сохранение   ресурсов   включает   охрану   памятников
архитектуры, истории, природы, поддержание в хорошем состоянии музеев,
библиотек, парков.
     Следует отметить,    что    туризм    оказывает    противоречивое
экономическое,  политическое, культурное и социальное влияние на жизнь
города.
     С одной стороны, среди положительных факторов воздействия туризма
на   экономику   можно   выделить  следующие:  увеличение  поступления
иностранной валюты,  вклад  в  платежный  баланс,  в  ВНП,  увеличение
доходов    населения,    рост    занятости,   развитие   экономической
инфраструктуры и сферы  услуг,  диверсификацию  экономики,  увеличение
бюджетных доходов.  С другой стороны, требуется импорт для обеспечения
привычного стандарта потребления туристов, прибывающих, в основном, из
высокоразвитых стран, расходы на который, по подсчетам Мирового банка,
в разных странах достигают -  15-50%  и  более  выручки.  Кроме  того,
туризм  - как капиталоемкая отрасль - требует привлечения иностранного
капитала,  что  в  дальнейшем  приводит  к  вывозу  прибылей.   Туризм
оказывает  глубокое воздействие на местное население.  К отрицательным
моментам следует  отнести  появление  нежелательных  социальных  групп
(валютчики,   фарцовщики,   воры  и  т.д.),  проституции,  наркомании,
вымогательства,  попрошайничества и т.д. Среди негативного воздействия
на национальную культуру следует отметить ее коммерциализацию.
     Необходимо подчеркнуть,  что  туризм   оказывает   дополнительную
нагрузку  на окружающую среду,  происходит ее загрязнение,  ускоренный
износ зданий, сооружений, дорог и т.д.
     Таким образом,   туризм,  являясь  выгодной  отраслью  экономики,
влечет за собой достаточно большие затраты,  что необходимо  принимать
во внимание при планировании комплексного развития города.

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В ближайшие  10-15 лет иностранный туризм в Москве мог бы оказать
значительное позитивное влияние на экономику города.
     1. Согласно  прогнозу,  к  2005  году  число прибытий иностранных
туристов  в  Москве  может  достичь  10,6   млн.   человек,   валютные
поступления могли бы составить 2,4 млрд. долл. США в ценах 1991 года.
     2. Прогнозируемые возможности туризма могут  быть  реализованы  в
интересах города при условии, что:
     - будет разработан единый комплексный план развития  туриндустрии
города,  предусматривающий  ряд  программ,  в т.ч.  программу развития
гостиничной базы, программу благоустройства Москвы и ее окрестностей с
учетом перспективы развития туризма, программу развития инфраструктуры
сети дорог, аэропортов, коммунального обслуживания, программу развития
индустрии развлечений,  программу подготовки кадров для сферы туризма,
программу комплексной  компьютерной  информационной  системы,  системы
учета  и  статистики,  программу  пропаганды  города и поддержания его
престижа как турцентра.
     Исходя из  прогноза  прибытий иностранных граждан в Москву к 2005
году потребность в гостиничной базе составит 83,2 тыс.  мест или  58,4
тыс.  номеров.  К  уже  имеющейся в настоящее время базе 45 тыс.  мест
необходимо добавить 38,2 тыс.  мест, строительство которых оценивается
в  2,7  млрд.  долл.  На  реконструкцию имеющейся базы потребуется 3,2
млрд.  долл.  Таким   образом,   общая   сумма   капиталовложений   на
строительство  и  реконструкцию  базы  на  период  до  2005 года может
составить не менее 5,9 млрд. долл. в ценах 1991 года.
     3. Важным  условием  развития  туризма  в  Москве  является также
создание  современной  системы  управления  отраслью   и   координации
туристской деятельности в масштабах города по вопросам:
     - разработки долгосрочных  программ  и  приоритетных  направлений
развития туризма в Москве;
     - координации деятельности  заинтересованных  городских  органов,
предприятий,  фирм  и  компаний  в  осуществлении  совместных программ
развития  материальной  базы   туризма,   охраны   окружающей   среды,
исторических и культурных памятников;
     - обеспечения  взаимодействия  различных  туристских  компаний  и
объединения  в  проведении  рекламно  -  информационной деятельности в
области туризма в Москве;
     - координации  программ  в  области  подготовки  кадров,  научных
исследований и изучения туристского рынка;
     - разработки  и  реализации  мероприятий  по обеспечению личной и
имущественной безопасности туристов;
     - ведения  лицензирования  и  сертификации  в  области  туризма и
гостиничного хозяйства;
     - обеспечения координации ценовой политики как на внутреннем, так
и внешнем рынках;
     - представления  с  участием  других заинтересованных организаций
интересов Москвы в  Российских  и  международных  межправительственных
организациях  по  вопросам  туризма,  подготовки проектов и реализации
международных договоров в этой области;
     - создания   благоприятных   условий   для  развития  социального
туризма, предусмотрев предоставление льгот и компенсаций.
     4. Необходимо  создать  на  период  1993-1995  гг.  благоприятные
налоговые и кредитно - финансовые условия для стимулирования  развития
городской туристской сферы.
     5. Первостепенной   задачей   является   обеспечение    правового
регулирования отрасли.
     6. Создание программ,  представляющих общий интерес,  в том числе
пропаганда города как туристского центра, создание его "имиджа".
     7. Введение  начиная  с  1993   года   порядка   государственного
лицензирования  гостиниц,  мотелей,  кемпингов,  туристских агентств и
бюро путешествий.
     8. Проведение в 1993 году классификации гостиниц г. Москвы.
     9. Проведение традиционной международной туристской биржи "Москва
- древняя и новая столица РФ".
     10. Расширить гостиничный фонд в соответствии с расчетом, путем:
     - строительства новых гостиниц, в том числе малой вместимости;
     - реконструкции действующих жилых и общественных зданий.
     В разработке концепции приняли участие:
     Департамент внешних связей,  А/О "Мосинтур", ВАО "Интурист", ЦСТЭ
- "Интур",  концерн "Мостуризм", АО "Московский Спутник", турагентство
"Роза Ветров", АО "Центр - "Интур", Российский институт переподготовки
работников искусства,  культуры и  туризма,  Научно  -  информационная
фирма "Туринформ".

                                                       Таблица N 1
                                       Динамика развития международного туризма в мире и по регионам
                                         по числу прибытий иностранных туристов с 1970 по 1991 гг.
                                                   Прогноз на 1995 г. и 2005 г.
                                                                                                   (в млн. прибытий)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                                                                                       1995             2005
                     1970            1985             1990            1991            прогноз          прогноз       Примеч.
Регионы        -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
               млн.    удельн.  млн.    удельн.  млн.    удельн.  млн.    удельн.  млн.    удельн.  млн.    удельн.  Средне-
               прибыт. вес в %  прибыт. вес в %  прибыт. вес в %  прибыт. вес в %  прибыт. вес в %  прибыт. вес в %  годовой
                                                                                                                     прирост
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Всего          159,0   100,0    322,7   100,0    443,3   100,0    450,0   100,0    549,0   100,0    903,0   100,0      5,1
в т.ч.
Европа         113,0    71,0    214,3    66,4    281,2    63,5    287,0    63,8    341,1    62,2    535,0    59,2      4,6
Америка         36,6    23,0     58,7    18,2     83,4    18,8     86,0    19,1    101,2    18,4    147,0    16,3      4,2
Африка           2,4     1,5      9,8     3,0     15,1     3,4     13,0     2,9     17,9     3,3     34,0     3,8      6,4
Ближний Восток   1,8     1,1      8,0     2,5      9,4     2,1      7,0     1,5      9,0     1,6     15,0     1,7      6,7
Восточная Азия
р-н Тихого
океана           4,8     3,0     29,4     9,1     50,6    11,4     54,0    12,0     76,0    13,8    165,0    18,2     12,0
Южная Азия       0,9     0,4      2,5     0,8      3,6     0,8      3,0     0,7      3,8     0,7      7,0     0,8      5,9
СССР/СНГ         2,1     1,3      4,3     1,3      7,2     1,6      6,9     1,5      8,6     1,5     15,2     1,7      5,8
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Примечание: темпы роста рассчитаны с помощью таблиц Айрапетова.
                                                       Таблица N 2
                                   Число иностранных граждан, посетивших бывший СССР
                                                     в 1970-1991 гг.
                                               Прогноз на 1995 и 2005 гг.
                                                                                             (в млн. прибытий)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                            1970   1985   1986   1987   1988   1989   1990   1991   1995     2005    Примечание
                                                                                   прогноз  прогноз
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Всего СССР/СНГ              2,1    4,3    4,3    5,2    6,0    7,8    7,2    6,9    8,6      16,2
в т.ч. по видам туризма:
Служебные                   ...    ...    ...    ...    1,3    1,8    1,8    1,9    2,2       3,8
Туризм организованный       ...    ...    ...    ...    2,5    2,7    2,3    2,2    2,7       5,0
Частные поездки             ...    ...    ...    ...    0,7    1,5    1,4    1,3    1,7       2,9
Транзит + обслуживание
персонала трансп. средств   ...    ...    ...    ...    1,5    1,8    1,7    1,5    2,0       3,5
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В т.ч. от общего числа
* Россия                    1,9    3,9    3,9    4,7    5,4    7,0    6,5    6,2    7,7      13,7    90% от прибытий СНГ
Москва                      1,5    3,0    3,0    3,6    4,2    5,5    5,0    4,8    6,0      10,6    70% прибытий от СНГ
ВАО "Интурист"              0,6    1,8    ...    1,8    1,8    1,5    0,9    0,4
Доля ВАО от орган. тур.     ...    ...    ...    ...    72%    56%    39%    18%
* - оценка на основании пассажиропотоков.
                                                       Таблица N 3
                                    Число граждан бывшего СССР, выехавших за границу
                                                    в 1970-1991 гг.
                                               Прогноз на 1995, 2005 гг.
                                                                                            (в млн. чел.)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                            1970   1985   1986   1987   1988   1989   1990   1991   1995     2005
                                                                                   прогноз  прогноз
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Всего СССР/СНГ              1,8    2,8    3,0    3,4    4,2    8,0    9,1    10,8   15,1     25,9
в том числе:
Россия                      ...    ...    ...    ...    ...    ...    ...     ...    9,9     15,9
в том числе:
Москва                      ...    ...    ...    ...    ...    ...    ...     ...    1,8      2,5
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Доля выехавших граждан
за границу по:
отношению к населению
в целом по СНГ                                                 2,8%   3,7%    3,8%   5%       8%
в России                                                                             6,5      10%
в Москве                                                                             20%      25%
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Примечание: по прогнозам Госкомстата СССР население в 1995 г. составит 302 млн. чел., в 2005 г. - 324 млн. чел.,
            в России соответственно 152 и 159 млн. чел., в Москве соответственно 9 и 10 млн. чел.
                                                       Таблица N 4
                                 Динамика валютных поступлений от иностранного туризма
                                             в бывшем СССР в 1970-1991 гг.
                                               Прогноз на 1995 и 2005 гг.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                            1970       1985       1987       1990       1991       1995       2005      Примечание
                                                            оценка     оценка
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Всего СССР/СНГ              204,5*     1228*      2045*     3060**     2967***     3700****  6540****  Средняя продолжи-
                                                                                                       тельность в СНГ
в том числе:                                                                                               = 7 дн.
ВАО "Интурист"               61,5      308         461
в том числе:
Россия                       ...       ...         ...       ...        ...        2390      4250      Средняя продолжи-
                                                                                                       тельность пребы-
                                                                                                       вания в России -
                                                                                                       5 дн., средн. до-
                                                                                                       ходы с 1 поездки
                                                                                                       310 долл.
в том числе:
Москва                       ...       ...         ...       ...        ...        1350      2385      Средняя продолжи-
                                                                                                       тельность пребы-
                                                                                                       вания в Москве -
                                                                                                       2,5 дн., следова-
                                                                                                       тельно средн. до-
                                                                                                       ходы с 1 поездки
                                                                                                       225 долл.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* - переведено по курсу 1 долл. = 0,65 руб.
** - расчетные данные на основании доходов ВАО "Интурист" на поездку 396, на туродень 56 (в среднем) долл.
*** - расчетные данные на основании доходов на 1 поездку 425 долл. США
**** - расчетные данные на основании доходов на 1 поездку 430 долл. США.
                                                       Таблица N 5
                                     Расходы (1) на зарубежный туризм в бывшем СССР
                                                    в 1970-1991 гг.
                                               Прогноз на 1995 и 2005 гг.
                                                                                                   (в млн. долл. США)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                            1970       1985       1987       1990       1991       1995       2005
                                                            оценка     оценка
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Всего СССР/СНГ             307,2 (2)  615,4 (2)  615,4 (2)  1729 (3)  2052,0 (3)  2869,0 (3) 4921,0 (3)
в том числе:
ВАО "Интурист"               30,8     153,8      307,7
в том числе:
Россия                                                                            1881,0     3021,0
в том числе:
Москва                                                                             342,0      475,0
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Примечания:
(1) - расходы включают размещение, питание, дополнительные услуги; расходы не включают: затраты на покупки внутри страны
      и расходы на международный транспорт
(2) - пересчитано по курсу 1 долл. = 0,65 руб.
(3) - рассчитано на основании средних расходов граждан СНГ на поездку по линии ВАО "Интурист",  которые составили
в 1991 г. 190 долл. США. Средняя продолжительность пребывания за рубежом - 4,3 дня.
                                                       Таблица N 6
                     ГОСТИНИЧНАЯ БАЗА МОСКВЫ
                          на 01.01.92
------------------------------------------------------------------
NN   Название гостиницы  Категория  Число    Число  Год ввода в
п/п                                 номеров  мест   эксплуатацию -
                                                    год после
                                                    реконструкции
------------------------------------------------------------------
 1.  "Метрополь"         5 звезд     403      764     1903-1991
                         люкс
 2.  "Олимпик - Пента"   4 звезды    498      680     1991
                         люкс
 3.  "Славянская"        4 звезды    430      860     1991
                         люкс
 4.  "Савой"             4 звезды     86      120     1912-1989
                         люкс
 5.  "Балчуг Кемпински"  5 звезд     234      400     1898-1992
                         люкс
 6.  "Аэростар"          4 звезды    413      700     1991
                         люкс
 7.  "Ирис Пульман"      5 звезд     311      345     1990
                         люкс
 8.  "Новотель"          4 звезды    488      976     1992
                         люкс
 9.  "Марко Поло"        4 звезды     64      120     1991
                         люкс
10.  "Международная-I"   4 звезды    540     1031     1980
                         люкс
11.  "Националь"         5 звезд     200      300     1993
                         люкс
12.  "Президент"         4 звезды    270      350     1983
     отель               люкс
     (бывш. "Октябрь-
     ская")
13.  "Интурист"          4 звезды    458      900     1970
                         высший А
14.  "Белград"           3 звезды    460      830     1973
                         высший Б
15.  "Золотое кольцо"    3 звезды    460      830     1975
                         высший Б
16.  "Космос"            4 звезды   1767     3534     1979
17.  "Будапешт"          высший Б    144      214     1876-1958
18.  "Варшава"           высший Б    181      300     1960
19.  "Киевская"          I разряд    197      411     1934
20.  "Ленинградская"     высший Б    348      516     1954
21.  "Минск"             высший Б    351      559     1964
22.  "Москва"            высший А    994     1583     1936-1976
23.  "Пекин"             высший Б    142      246     1948
24.  "Россия"            высший А   3085     5365     1967
25.  "Советская"         высший А    100      160     1952
26.  "Украина"           высший А   1002     1609     1957
27.  "Центральная"       I разряд    268      549     1870 - ре-
                                                      конструкция
                                                      проводилась
                                                      до 1917 г.,
                                                      в наши дни
                                                      не было
28.  "Салют"             высший А   1229     2016     1980
29.  ЦДТ                 высший А    585     1145     1980
30.  "Спорт"             высший А    401      705     1979
31.  "Измайлово"         высший А   4881     9568     1980
32.  "Молодежная"        высший Б    630     1430     1980
33.  "Орленок"           высший А    395     1468     1976
34.  "Союз-I"            высший Б    157      285     1978
35.  "Спутник"                       472      764     1967
36.  "Юность"            высший Б    202      313     1960
37.  "Мир"               высший Б    225      280     1968
38.  "Можайская"         высший Б    152      291     1971
39.  "Солнечный"         высший А    214      398     1980
40.  "Севастополь"       высший Б   1296     2592     1978
41.  "Байкал"            I разряд    531      769     1976
42.  "Волга"             I разряд    289      548     1976

    

Страницы: 1  2  



Печать
2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru