О РАЗЪЯСНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИИ ККТ
ПИСЬМО
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
23 июля 2003 г.
N 29-08/41041
(Д)
Управление МНС России по г. Москве в связи с поступающими
запросами от территориальных налоговых инспекций, а также
налогоплательщиков по вопросу применения положений Федерального закона
от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) разъясняет
следующее.
1. С 28 июня 2003 года - даты вступления в силу Закона N 54-ФЗ -
на всей территории Российской Федерации действует Федеральный закон о
применении контрольно-кассовой техники (ККТ), который обязывает
организации и индивидуальных предпринимателей осуществлять наличные
денежные расчеты за реализованные товары, выполненные работы и
оказанные услуги с применением контрольно-кассовой техники, включенной
в Государственный реестр.
Все ранее принятые и неотмененные нормативные правовые акты
действуют в части, не противоречащей данному Закону. К ним, в
частности, относятся:
- Положение по применению контрольно-кассовых машин, утвержденное
постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745;
- Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные письмом
Минфина России от 30.08.93 N 104;
- Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых
органах, утвержденный приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 N
ВГ-3-14/36;
- Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации,
утвержденный решением Совета директоров Центрального банка России
22.09.93 N 40;
- унифицированные формы первичной учетной документации по учету
торговых операций с применением ККМ, утвержденные постановлением
Госкомстата России от 25.12.98 N 132;
- указание Центрального банка России от 14.11.2001 N 1050-У "Об
установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в
Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке"
(предельный размер составляет 60000 рублей по одному договору);
- письма Минфина, утверждающие формы бланков строгой отчетности;
- Государственный реестр, утвержденный Государственной
межведомственной экспертной комиссией (ГМЭК) по ККМ.
В связи с этим также сохраняет свое действие приказ Управления
МНС России по г. Москве от 22.08.2001 N 106.
Указанные документы регулируют денежные расчеты с населением и
могут применяться при расчетах с юридическими лицами.
2. Закон N 54-ФЗ подлежит применению при осуществлении наличных
денежных расчетов с населением и в случаях, когда наличные денежные
расчеты осуществляются между организациями, а также между
организациями и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской
Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка
России 22 сентября 1993 года N 40, прием наличных денег кассами
предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным
главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным
распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается
квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного
бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная
печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при
расчетах между организациями на сумму полученных наличных денежных
средств в обязательном порядке пробивается кассовый чек и выписывается
приходный кассовый ордер.
Организация-продавец также согласно требуемым нормативным
документам должна выдать организации-покупателю счет-фактуру наряду с
кассовым чеком.
3. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации
и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные
расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг исключительно
населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой
отчетности. Следовательно, при наличных денежных расчетах между
организациями за оказываемые услуги (работы) в обязательном порядке
применяется ККТ.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (письмо от
04.07.2003 N ШС-6-22/738@) обязывает управления МНС России по
субъектам Российской Федерации не применять штрафные санкции за
применение документов строгой отчетности, согласованных решением ГМЭК
от 24.06.2003 (раздел V протокола 2/74-20030), впредь до утверждения
их Министерством финансов Российской Федерации.
4. До вступления в действие соответствующего правового
нормативного акта Правительства Российской Федерации регистрация
контрольно-кассовой техники в налоговых органах производится в
соответствии с Порядком регистрации контрольно-кассовых машин в
налоговых органах, утвержденным приказом Госналогслужбы России от
22.06.95 N ВГ-3-14/36, и в соответствии с приказом Управления МНС
России по г. Москве от 22.08.2001 N 106.
5. Контрольно-кассовая техника включает в себя не только
контрольно-кассовые машины, но и электронно-вычислительные машины,
персональные и программно-технические комплексы, поэтому налоговым
органам от налогоплательщиков, а также центров технического
обслуживания не следует требовать в представляемых документах замены
аббревиатуры ККМ на ККТ, поскольку не внесены поправки в различные
подзаконные акты.
Заместитель
руководителя Управления
Н.В. Долгих
23 июля 2003 г.
N 29-08/41041 |