14.01.2023  Контейнеризация перевозок: за и против

На протяжении многих лет цистерны были единственной тарой для перевозки наливных грузов. За этот срок они проявили свои лучшие стороны и показали определенные недостатки. В настоящее время наметилась тенденция на контейнеризацию подвижного состава, поэтому на смену привычным емкостям приходит их современный аналог.

Контейнеризация

Несмотря на удобство цистерн и отработанные технологии обращения с ними, подобное решение связано с рядом проблем. Основной недостаток этих емкостей заключается в необходимости перетарки. При проведении этой процедуры часть груза теряется, а сама операция – это дополнительные расходы.

Танк-контейнеры представляет собой цистерну, которая находится внутри жесткой стальной рамы с габаритами как у обычного сухогрузного контейнера. Таким образом, при смене транспортного средства отпадает необходимость в перетарке, так как тара просто перегружается без слива содержимого.

Цистерны-контейнеры позволяют доставлять грузы в любую местность, даже если к ней не ведут железнодорожные пути. В этом случае емкость перегружается с железнодорожного состава на автотранспорт или речные суда. Газовый танк-контейнер и цистерны для нефти – незаменимая тара для Крайнего Севера, особенно для развивающихся проектов нефте- и газодобычи.

Достоинства цистерн-контейнеров

Использование танк-контейнеров для перевозки наливных грузов позволяет получить ряд преимуществ:

  • Стандартные размеры обычных 20- и 40-футовых контейнеров упрощают перевалку и позволяют доставлять грузы в любое место путем комбинации различных видов сухопутного и водного транспорта.
  • Контейнерные железнодорожные перевозки – экономически более выгодное решение по сравнению с традиционными цистернами.
  • Не нужно перегружать содержимое емкости при смене вида транспорта. Это положительно отражается на скорости и стоимости доставки грузов.

Цистерны устаревают очень быстро, поэтому их парк сокращается стремительно, так как он практически не пополняется. Такое положение дел открывает широкие возможности для развития контейнерных перевозок.

Проблемы контейнеризации

Цистерна для газа и топлива была безальтернативным вариантом для перевозки наливных грузов, поэтому вся инфраструктура была заточена под нее. В связи с этим переход на танк-контейнеры связан с техническими сложностями переоборудования логистических терминалов и таможенных постов. Кроме этого, имеются определенные трудности с проведением логистических операций с опасными грузами с соблюдением норм действующего законодательства. Однако технические вопросы вполне разрешимы и уже начато строительство инфраструктуры, которая отвечает нормативам.

При внедрении контейнеризации возникали сложности с получением сертификатов РМРС, что служило сдерживающим фактором. После унификации национальной и международной нормативной базы эта проблема разрешилась автоматически.

Использование зарубежного подвижного состава на российской территории привело к возникновению бюрократических сложностей. К сожалению, это нормальная отечественная практика, к которой перевозчики были готовы. Теперь им приходится согласовывать уже полученные сертификаты и разрешения, что приводит к увеличению расходов из-за задержек цистерн на таможне, в портах и перевалочных пунктах. Аналогичная ситуация происходит и с транзитными грузами или продукцией, которая требует перевалки. Железнодорожники имеют собственный взгляд на танк-контейнеры зарубежного производства, который выражается в невыгодных тарифах.

Цистерны-контейнеры сталкиваются на своем пути с рядом объективных и субъективных проблем, однако они не мешают постепенному вытеснению традиционной тары. Новый вид перевозок – экономически выгоден, что гарантирует успех процесса контейнеризации.