01.02.2013 15:04
Новости.
Просмотров всего: 4909; сегодня: 2.

Кидяев назвал резервы для роста доходной базы МСУ

Президент РФ Владимир Путин провёл заседание Совета по развитию местного самоуправления

На вопросы er.ru о нынешнем положении дел в местном самоуправлении (МСУ) в стране ответил участник прошедшего заседания, председатель комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, заместитель секретаря Генерального совета партии «Единая Россия» Виктор Кидяев.

- Виктор Борисович, муниципальный уровень власти – самый близкий к людям. Но муниципалам сегодня приходится очень нелегко. Об этом говорил в четверг президент – проверки контрольно-надзорных инстанций, дефицит денег в бюджете…

- Проблем во взаимоотношениях органов местного самоуправления с государственными контрольно-надзорными органами действительно немало. Это и избыток запросов на информацию, доступную в открытых источниках сети Интернет и в официальных, в том числе служебных, источниках. И недостаточная отрегулированность порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий. И необоснованно короткие сроки для устранения выявленных контролёрами нарушений. И многое другое. Все эти проблемы нам предстоит решать в ближайшее время.

- А наполнение муниципальных бюджетов?

- Это главная наша проблема. Низкие финансовые возможности не позволяют муниципалам исполнять даже свои основные полномочия – я уже не говорю о формировании бюджета развития.

Объём полномочий МСУ постоянно увеличивается. По анализу, который наш комитет проводил в конце прошлого года, муниципальные полномочия в настоящий момент регулируются более чем 500 федеральными законами. Весьма красноречивые цифры.

Конечно, есть и обратные примеры. Часть полномочий, принадлежавших ранее муниципалам, передана на уровень субъектов Российской Федерации, например, в сферах образования и здравоохранения.

Это, конечно, снижает финансовую нагрузку на муниципалитеты, но только частично. Ведь перечень муниципальных полномочий, повторюсь, тем не менее, очень велик.

Причём, это достаточно проблемные, ресурсоемкие сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт, местные дороги, социальное жилье, объекты культуры.

Понятное дело, что в таких условиях исполнять ещё и требования контрольно-надзорных органов, например, по ремонту объекта, переданного в муниципальную собственность, не представляется возможным.

Вот и получается, что требования пожарных, МВД, санитарных врачей, прокуроров, экологов вроде бы правильные, законные, но выполнить их органы местного самоуправления нередко не могут. Просто нет денег.

- Так что же делать для того, чтобы сократить число необоснованных прокурорских претензий к муниципалам?

- Важно согласовать размер требований, предъявляемых надзорными органами, с размером средств, имеющихся в распоряжении муниципалов. До тех пор, пока мы не приведём их в соответствие, главы будут или по примеру Удмуртии брать кредиты на выплату штрафов, или просто слагать полномочия, отсидев вместо уплаты штрафа в изоляторе.

- Выход есть?

- Есть два пути. Сократить размер данных требований, проведя перед этим их тщательную инвентаризацию. Либо увеличить доходную базу местного самоуправления. И второй путь, на мой взгляд, более правильный и перспективный.

- А много ли вообще денег нужно муниципалитетам?

- Когда в 2003 году принимался проект нашего базового 131-го закона, в финансово-экономическом обосновании к нему расходы местных бюджетов были оценены примерно в 8% ВВП. Прошло почти десять лет. ВВП у нас составил в 2012 году более 61 трлн. рублей. Получается, что расходы местных бюджетов должны быть на уровне 5 трлн. рублей. А в этом же году доходы всех местных бюджетов составили только 3 трлн. рублей. Как видим, расходы с доходами разошлись на 2 трлн. рублей. Такие вот цифры.

- Неужели всё так безрадостно?

- Я бы не стал делать такой вывод. Власть чётко понимает, что проблему эту нужно решать. Об этом говорил в своих программных статьях, в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин. Он неоднократно призывал вырабатывать пути их решения. И движение есть!

- Например?

- В прошлом году внесён ряд существенных изменений в законодательство. Согласно им, у муниципалов появились или вскоре появятся (не все принятые нормы уже вступили в силу) новые источники пополнения местных бюджетов. Я имею в виду единый сельхозналог, налог в виде стоимости патента, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, отмену некоторых федеральных льгот по земельному налогу, местные штрафы, отчисления от акцизов на ГСМ, аренду и продажу земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

К 2016 году весь комплекс мер увеличит бюджетные доходы муниципалитетов примерно на 60 млрд. руб.

Всё это не только позволит муниципалам исполнять свои полномочия и повысит качество предоставляемых населению муниципальных услуг, но и наладит более продуктивное взаимодействие муниципальной власти с государственными контрольно-надзорными органами.

При этом надо отметить, что в ряде регионов – и это видно по нашему мониторингу – уже сегодня органы МСУ взаимодействуют с контрольно-надзорными органами достаточно позитивно и эффективно. Важно поддержать это сотрудничество, устанавливать взаимопонимание между ними в целом по стране. Множить положительную практику.

Нужно дать муниципалитетам удочку, а не просто накормить рыбой. Для этого, на наш взгляд, необходимо обеспечить движение в следующих направлениях.

- В каких направлениях, как Вы считаете, необходимо двигаться, помимо улучшения финансирования муниципальных образований?

- Во-первых, надо закрепить, принципы организации и осуществления контроля в отношении органов МСУ, более строго прописать виды и порядок проведения плановых и внеплановых проверок. Для плановых проверок должна быть установлена адекватная периодичность. Для внеплановых – разумные основания.

Второе. Следует законодательно отрегулировать сроки рассмотрения прокурорского запроса и прокурорского протеста. При этом следует ограничить право контрольно-надзорных органов требовать незамедлительного ответа. На приведение муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным и региональным законодательством должно быть отведено не менее 6 месяцев.

- Часто муниципалитеты проверяются всеми и сразу.

- Да, такая практика, увы, есть. Поэтому третий пункт – запретить проведение одновременных, особенно дублирующих проверок органов местного самоуправления несколькими контрольно-надзорными органами. Также обязательно должно быть исключено дублирование контрольных и надзорных полномочий проверяющих органов различных уровней.

В-четвёртых, мы предлагаем пересмотреть систему оценки результативности деятельности контрольно-надзорных органов, исключив прямую её увязку с количеством выявленных нарушений и вынесенных по ним мер реагирования.

Пятое наше предложение – включить в обязанности руководителей федеральных органов исполнительной власти полномочия по обеспечению оказания регулярной консультативной, методической и информационной помощи органам региональной и муниципальной власти для улучшения качества принимаемых ими правовых актов.

В-шестых, следует исключить органы МСУ из числа субъектов административных правонарушений в качестве юридических лиц. К административной ответственности нужно привлекать только конкретных должностных лиц при условии доказанности их вины.

В-седьмых, размеры штрафов, устанавливаемых в отношении должностных лиц, надо привести в соответствие со степенью общественной вредности нарушения, степенью вины штрафуемого и его доходами. Штрафы порой достигают размера месячной зарплаты, а иногда и превышают её.

- По-вашему, эти меры изменят ситуацию?

- Могу предположить, что они позволят в определённой степени повысить эффективность взаимодействия контрольно-надзорных госорганов с муниципальными властями. Но полного решения проблемы мы не получим, пока не уладим вопросы, связанные с финансированием.

- Что ещё, на Ваш взгляд, нужно сделать?

- Нужно посоветоваться с самими муниципалитетами. Именно поэтому я поддерживаю идею президента Владимира Путина собрать съезд муниципальных образований всей страны в Москве. Нужно всем вместе поговорить и о полномочиях, и о качестве их исполнения, и о контроле за этим, и о доходах местных бюджетов, и о развитии МСУ в целом. Люди на местах ждут этого.

А ещё я целиком и полностью поддерживаю предложение президента о создании постоянно действующих тематических комиссий по вопросам полномочий, территориальной организации, финансово-экономического и кадрового обеспечения местного самоуправления, в том числе комиссию по вопросам поддержки гражданских инициатив и развитию общественного контроля.

Главное, что и во властных структурах, и в экспертных кругах, и в обществе есть объективное понимание проблем и желание их решать.


Ньюсмейкер: Партия Единая Россия — 183 публикации
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...